Слухи как условие существования толпы

Психологические материалы » Массовые формы стихийного поведения » Слухи как условие существования толпы

Страница 1

Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слухи — это сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

Почему же на изучение феномена слухов тратится столько сил и средств? Важность такой работы, по мнению А. П. Назаретяна, обусловлена тремя обстоятельствами.

(1) Слухи — валидный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, к государственному строю, к средствам массовой информации и т.д. Особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены. Но даже при самой либеральной и благоприятной обстановке анализ циркулирующих в обществе слухов существенно дополняет картину, складывающуюся на основании более традиционных и, как правило, более опосредованных методов. Ибо люди не всегда склонны и готовы откровенно делиться своими мнениями и не всегда отчетливо осознают свое настроение и отношение к политическим событиям.

(2) Слухи часто служат катализатором социально-политических настроений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.

(3) Циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий. Таким образом, оперирование слухами — это дополнительный инструмент политического влияния.

При изучении слухов используются различные основания классификации (рис.5).

Рис. 6. Типология слухов

1.

По экспрессивному параметру различают три типа: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.

Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, террористический акт, война и т.д.) и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула слуха-пугала — грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.

Здесь опять-таки отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или в неразумных количествах, а в результате действительно искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене.

В последних эпизодах уже просматриваются оттенки третьего типа — агрессивных слухов. Иногда агрессивный оттенок выпячивается более отчетливо.

Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-то группе или личности.

Задача квалификации слуха по экспрессивному параметру не так элементарна, как может показаться на первый взгляд, а квалификационная ошибка часто влечет за собой ошибку инструментальную. Здесь важно иметь в виду два момента:

• в сложной разнородной вселенной (а политически значимый слух обычно циркулирует именно в такой аудитории) один и тот же сюжет может иметь совершенно различные эмоциональные характеристики;

• решающим критерием для экспрессивной оценки слуха является не сам по себе сюжет, а реакция аудитории. Без учета этих обстоятельств вероятность ложных экспертных оценок и контрпродуктивных рекомендаций очень велика.

Второй, информационный параметр слуха-пугала отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно несет ложную информацию.

2. По информационному параметру различают следующие типы слухов:

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер рече ...

Дополнительные методы этнопсихологических исследований
К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональная картотека человеческих умений, тренинг кросску ...

Формы и факторы мотивации персонала в организациях
Мотивационная система стимулирования включает два вида: материальное и нематериальное стимулирование. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия [1]. Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и ...