Понятие, виды и роль мышления в деятельности юриста.

Психологические материалы » Мышление в деятельности работника юридической профессии » Понятие, виды и роль мышления в деятельности юриста.

Страница 1

Мышление является высшим и наиболее слож­ным процессом среди различ­ных познавательных процессов, представляющих собой отражение в со­знании человека объективной реальности. Мышление активно влияет на форми­рование личности, и являет собою опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира.

Ввиду того, что среди прочих психических процессов мышле­ние является одним из самых сложных познавательных процессов, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущ­ность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы может судить о предметах, явлениях по их внешним проявлениям.

В частности, не зная еще о том, кто совершил пре­ступление, следователь при осмотре места происшествия по результа­там преступной деятельности опосредованно составляет мнение о воз­можных свойствах личности преступника, определяет круг возможно причастных к совершенному преступлению лиц.

Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, зада­чу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не ис­ключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопре­деленность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределен­ности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуж­дает к активной мыслительной деятельности. Нестандартные задачи, допускающие различные варианты реше­ний, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творчес­кое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное) и вербально-логическое (дискурсив­ное). Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретен­ные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные ре­шения о том, как поступить в сложившихся условиях.

Данный вид мыш­ления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совер­шает человек, получивший определенный социальный и профессио­нальный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыс­кивающего с помощью различных технических средств криминалисти­ки следы на месте происшествия. При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важ­ную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения. Вербально-логическое (дискурсивное) мышление.

Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным яв­ляется вербально-логическое мышление, «посредством которого чело­век, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пре­делы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отра­жать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выво­ды и решать сложные теоретические задачи»1.

Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-ло­гическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, кото­рые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим сло­вом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцени­ваем уровень развития его мышления в целом. Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвле­ченные понятия, обобщенные категории.

Путем рассуждений, постро­ения различных логических операций выявляем закономерности изуча­емых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредствен­ного, чувственного познания мира[1].

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении при­чин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Одним из проявлений дискурсивного мышления в следственной практике являются рефлексивные рассуждения, основанные на анали­зе следователем собственных мыслей и сопровождаемые имитацией рассуждений и действий обвиняемого, подозреваемого, свидетеля. «Так, следователь отражает в динамической модели конфликтной си­туации и себя самого, и подследственного, имитирует ход его мыслей и его поведение и, оперируя этой моделью, принимает решение.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников
Для того, чтобы охарактеризовать учебную деятельность на уроках литературного чтения, нам надо сначала разобраться в том, что такое учебная деятельность. Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний, но это недостаточная характ ...

Теории лидерства
До сих пор однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект. Наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно ...

Характеристика речи
Положение, что языку принадлежит совершенно исключительная роль в развитии познавательных процессов человека, имеет давнюю историю. Вероятно, впервые в наиболее в наиболее ясной форме оно было высказано Гоббсом. Без речи, считал он, ни су ...