Система ценностей консультанта

Если реально посмотреть на ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если понимать консультирование как отношение двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная ориентация консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, придерживаясь в работе определенных ориентиров, консультант неизбежно вносит в консультировании свое воззрение на систему сущностные вопросов жизни. По мнению Д.Корей (1986) консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросом. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант ориентируясь на свою систему ценностей, так же помогает клиенту понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Обобщая проанализируемые выше требования, предъявляемые к личности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства, а иногда попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. ( Приложение 3) иногда следует интерпретировать его поведение и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. (Приложение 4)

Нарисованная модель консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом легко заметить, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант.

Другое по теме:

Деятельность как основание личности
Глав­ная за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы вы­явить дей­ст­ви­тель­ные «об­ра­зую­щие» лич­но­сти — это­го выс­ше­го един­ст­ва че­ло­ве­ка, из­мен­чи­во­го, как из­мен­чи­ва са­ма его жизнь, и вме­сте с тем со­хра­няю­ще­го свое по­сто­ян ...

Влияние темперамента на успешность деятельностиспециалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
Социально-культурный сервис и туризм относится к профессиям системы человек-человек. Поэтому в данной сфере деятельности наиболее важным умением является умение общаться с людьми. Естественно, можно развить такую способность, но многим та ...

Особенности влияния личностной зрелости родителей на воспитание ребенка и ребенка на личностное развитие и зрелость родителей
Согласно общепринятым представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллект ...