Развитие мелкой моторики

Страница 1

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада, так как работает тифлопедагогом в ДОУ № 40 Центрального района. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:

упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.

Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

Разноцветные прищепки на сетке

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы

Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.

Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)

В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

Пальчиковый бассейн

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологический анализ понятий "родительство", "готовность к родительству"
Рассматривая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему ...

Нужда в общении
• Звонки без причины. Люди склонные к данному типу зависимости могут позвонить без причины любому адресату записной книги. Основа их расстройства чаще всего заключается в недостаточности живого общения либо они не находят лучшего примене ...

Проблема личности в социальной психологии
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб­лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет­ся специфическим для социальной психологии. Уже в. м ...