Проблема понимания термина «мотивация» в психологии

Психологические материалы » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Проблема понимания термина «мотивация» в психологии

Страница 2

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию[7; 19].

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы (К.Е. Игошев, 1974),.в другом случае как процесс формирования мотива поведения (В.Д. Филимонов, 1981), в третьем как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система (Н.Ф. Кузнецова, 1975) [12].

Долгое время в психологии преобладала точка зрения, что все человеческие мотивы являются производными от основных биологических Потребностей. В настоящее время мотивационный ряд (совокупность Потребностей, обусловливающих возникновение мотивов) существенно расширен, в него вошли как биологические, так и социальные источники.

Было выяснено также, что между потребностью как состоянием Нужды и активностью нет однозначного соответствия. Потребностное напряжение (нужда, драйв) не запускает автоматически активность, связанную с высвобождением и тратой энергии. Оно вызывает скорее Снижение порога чувствительности к соответствующим ему внешним раздражителям. То есть, более интенсивное увеличение активности происходит в ответ на внешние стимулы. Не получили подтверждения представления о том, что чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение, что при блокировке потребности нереализованная энергия возрастает и проявляется во все увеличивающейся обей активности индивида.

Если даже на уровне биологических потребностей имеется множено фактов, не укладывающихся в строгую логическую схему, то на ровнях психической и социальной интеграции количество вопросов, в получивших пока еще ответа, многократно увеличивается. На сегодняшний день высказывается ряд качественно отличных точек зрения относительно сущности мотива: мотив как потребность, мотив как цель, мотив как побуждение, мотив как намерение, мотив как состояние, мотив как эмоция, мотив как оценивание, мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции), полимодальный (многокачественный) подход, мотив как любая первопричина активности [1; 23; 12]

Приведенные выше подходы не всегда проявляются в работах остальных авторов в прямой форме. Часто в основе дискуссий, происходивших между учеными относительно тех или иных аспектов мотивации, лежат разные смыслы, вкладываемые в исходные понятия (мотив, мотивация). Многочисленные примеры подобного рода приводит

И. Ильин в своей книге «Мотивация и мотивы». Вместе с тем в психологии, как известно, существуют фундаментные научные направления. Внутри этих направлений возможны хождения в трактовке отдельных смысловых нюансов тех или иных понятий, тем не менее, их сторонники согласны относительно некоторых основополагающих идей.

В зарубежной психологии на сегодня выделяют четыре основные подхода в исследовании мотивации: бихевиористический, психоаналитический, когнитивный и гуманистический.

Согласно точке зрения сторонников бихевиористического направления

(основоположники - Уотсон, Торндайк, последователи – необихевиористы - К. Халл, Э. Толмен, Б. Скиннер), человеку от рождения дается определенное количество врожденных схем поведения. В онтоненезе над этими схемами надстраиваются новые, все более yусложняющиеся поведенческие схемы, вплоть до сложнейших репертуаров поведения. В основе их формирования лежит механизм успеха: pеакции, приведшие к позитивному результату, фиксируются, воспроизводятся, закрепляются и наконец автоматизируются. То есть впоследствии, при действии тех же стимулов, соответствующие реакции запускаются автоматически, без дополнительных побудителей со сторон индивида.

В бихевиоризме понятие мотивации оказывается, таким образом, лишним, оно не входит в основные объяснительные процедуры. Основной детерминантом активности является стимул, именно он запускает соответствующие реакции организма. Реагирование животных и человека на внешние и внутренние воздействия качественно не отличается, имеет одинаковую природу и аналогичные механизмы, обусловлено влиянием внешней среды как на уровне организма, так и на уровне сложных программ реализации поведенческой активности [5].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Общепрофессиональная подготовка учителей в системе высшего образования
Педагог, как и любой человек, осознанно или неосознанно всегда оценивает принятое им решение. В процессе осознания собственных действий учитель получает информацию об эффективности выбранной модели поведения. Феномен рефлексии в последние ...

Телефонное консультирование
Когда преподобный Питер У. Уэст из клеменсвудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св.Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953 году объявили свои служебные телефонные номера для того, чтобы люди одинокие, растерянны ...

Прогнозирование готовности к школе
При этом имеет место прямое соотношение: чем больше время дошкольного образования, тем лучше результаты. В России ситуация иная. Было выявлено, что дети, которые посещали детские сады менее одного года, показывают худшие образовательные р ...