Проблема понимания термина «мотивация» в психологии

Психологические материалы » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Проблема понимания термина «мотивация» в психологии

Страница 3

В рамках психоаналитического направления

(З. Фрейд) система мотивации представляет собой многоуровневое образование, включающее три постоянно конфликтующих между собой компонента: «Я» (cсамосознание), «Оно» (неосознаваемые побуждения), «Сверх-Я» (моральные стандарты, социальные нормы, санкции, табу, способы стимулирования, освоенные человеком в процессе жизнедеятельности) Мотивационная сфера человека - это арена бесконечной работы со знания над примирением двух тенденций: продуцируемых подсознанием импульсов, побуждений, влечений - и запретов, налагаемых со стороны общества [12].

Представители когнитивной психологии

(Дж. Келли) рассматривают мотивацию как преимущественно информационный процесс (а индивида соответственно - как органическую «вычислительную машину»), управляющий непосредственным поведением человека на основе постоянного анализа поступающей из окружающей среды информации. Поступки, совершаемые им, основываются на принципе рациональности, осознания целесообразности, необходимости и возможности совершения тех или иных действий [19].

Наиболее важное место отводится мотивации в системе гуманистичной психологии

. Ее сторонники (Э. Фромм, Г. Оллпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) считают, что в человеке изначально заложено стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, полной воплощенности поученного при рождении и развитого в процессе жизнедеятельности индивидуального потенциала [12].

Наличие такого широкого спектра подходов к проблеме мотивации 'обусловливает необходимость как четкого определения при работе над проблемой мотивации той исходной концептуальной базы, которая принята за основу, так и используемой терминологии. Особенно важным является удержание основных смыслов, вкладываемых в соответствующие понятия. Например, в научной литературе достаточно часто встречается выражение «неосознаваемые мотивы», хотя согласно исходному определению мотивы - это осознанные побуждения поведения и деятельности, а неосознаваемыми могут быть отдельные побуждения, входящие в структуру мотива. Некритическое пользование отдельными терминами, неразведенность процессуальной и структурной 'составляющих мотивации приводит к размыванию понятийного аппарата, утрате четкости и строгости рассуждений, в своих крайних форах-к псевдонаучной игре во внешне красивое, но внутренне бессодержательное или даже ошибочное соединение отдельных понятий.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных психологических направлениях
Мир современного психологического консультирования и психотерапии – это около пятисот разновидностей активной психологической работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличает особый язык и круг ...

Технология развития культуры делового общения
Предлагаемая технология направлена на углубление и расширение знаний по вопросам культуры речи, устранение в ней нормативно-языковых ошибок, обогащение словарного запаса языка, совершенствование голоса и дикции, развитие языковых качеств ...

Особенности межкультурного взаимодействия
Культурой (по Льюису) называют коллективное программирование мышления группы людей, которое оказывает влияние на поведение человека и той общности, к которой он принадлежит. Культура – продукт миллионов разумов, отфильтрованный сотнями по ...