Система элементов и признаков внешнего облика человека

Психологические материалы » Криминалистическая габитоскопия » Система элементов и признаков внешнего облика человека

Страница 1

Внешний облик человека можно представить в виде системы элементов, т.е. деталей, частей, выделяемых при его визуальном изучении. Внешнее строение головы, туловища, конечностей; функциональные проявления человека (осанка, походка, мимика и т.д.); общефизические данные (пол, возраст, антропологический тип и т.п.); детали предметов одежды и мелких носимых вещей - все эти элементы являются криминалистически значимыми.

Внешний облик одного человека отличается от внешнего облика другого признаками - отдельными характеристиками внешнего облика в целом или его элементов. В теории криминалистической идентификации признак определяется как объективное отображение свойств изучаемого предмета.

В габитоскопии признаки внешности, или признаки внешнего облика человека, определяются как заметные характеристики внешнего облика в целом или его частей.

Например, лоб - высокий (лоб - элемент лица, а высокий - признак) или ухо овальное по форме (ухо - элемент внешнего облика, овальное - признак).

Всю систему элементов и признаков внешности человека традиционно рассматривают применительно к классификации, в основу которой положена принадлежность элементов внешнего облика человека и их признаков.

Элементы и признаки строения тела человека, проявления его жизнедеятельности называются

собственными. Они свойственны самому человеку, его внешнему виду, неотъемлемо ему принадлежат.

К

сопутствующим, относятся дополняющие элементы и признаки внешнего облика человека. Они не являются элементами строения тела человека или проявлением его жизнедеятельности, но в какой-то мере позволяют судить о собственных элементах и признаках (поле, возрасте, привычках, походке и т.п.). К числу сопутствующих элементов и их признаков относятся одежда, мелкие носильные вещи, предметы, используемые для оформления внешнего облика (или части), и их признаки.

Собственные элементы и их признаки делятся на: общефизические, анатомические и функциональные.

К общефизическим элементам внешнего облика человека относят пол, возраст, антропологический тип. Общефизические признаки проявляются в анатомических, функциональных и сопутствующих признаках, в общем строении фигуры, признаках лица, в некоторых особенностях функциональных проявлений, в одежде и других атрибутах. Поэтому общефизические элементы и признаки часто называют еще и комплексными.

Пол, возраст - определяются «на вид» (например, 20-23 года), так как календарный период жизни человека не всегда соответствует возрасту.

Антропологический тип определяется по совокупности анатомических признаков внешности, в криминалистической практике - зачастую в сравнении с известными этноантропологическими группами (например, похож на китайца, грузина и т.п.).

Анатомические элементы и признаки. К элементам внешнего облика человека относятся выделяемые при наблюдении (изучении) части его тела: фигура в целом, голова, лицо, шея, плечи, грудь, спина, конечности, волосяные покровы, морщины, пятна, складки, следы различных травм и операций. Они характеризуются признаками: формы, контура, конфигурации, величины, положения, цвета.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Межличностная коммуникация как составляющая часть структуры общения
Анализ межличностной коммуникации – это анализ того, как с помощью каких средств происходит перемещение представлений, идей, знаний, настроений, т.е. субъективного опыта, от одного субъекта к другому. Важнейшая характеристика коммуникати ...

Фундаментальные эмоции и их комплексы.
Фундаментальные эмоции являются важными в жизни человека, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени – до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции в ...

Леворукость как психолого-педагогическая проблема
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу ри ...