Организация исследования

Страница 2

Данная методика основывается на контент-анализе. Контент-анализ – это количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Основная идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень, по крайней мере, отчасти поддается измерению: ее мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, и/или частота их встречаемости.

Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А.Г. Здравомыслову определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк» (Здравомыслов А.Г., 1986).

Реальной главной отличительной чертой контент-анализа является не его декларируемая во многих определениях «систематичность» и «объективность» (эти черты присущи и другим методам анализа текстов), а его квантитативный характер. Контент-анализ – это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку каких-то компонентов текста, могущую дополняться также различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

В данном исследовании испытуемым предлагалось продолжить предложения (см. приложение 2), выявляющие ведущие мотивы профессиональной деятельности. Анализу были подвергнуты ответы испытуемых.

Исходный материл методики – бланк, на котором напечатаны задания варианта А (неоконченные предложения). Испытуемые получили следующую инструкцию: «Возьмите опросный лист и подпишите его, укажите дату, возраст, стаж работы, должность. Ваша задача – прочитать начало предложения и окончить его, представив себя в приведённой ситуации. Если ваша ситуация иная, то предположите, как бы вы поступили в данном случае».

В своих опросных листах испытуемые дали самые разные ответы, затрагивающие различные компоненты структуры мотива.

По результатам контент–анализа с помощью классификационной матрицы (таблица 2) ответы испытуемых были отнесены к тем или иным категориям.

Таблица 2

Классификационная матрица к методике «Выявление осознанности различных компонентов мотива»

Категория ответа

Содержание ответа

Обозначение

1.

Ответы, не затрагивающие структуру мотива

-ссылка на внешние обстоятельства; обозначение действия

Во

2.

Ответы, относящиеся к потребностному блоку

- потребности;

- долженствование, необходимость;

- мотивационная установка

П

Д

Мус

3.

Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»

- нравственный контроль декларируемый;

- предпочтение по внешним признакам;

- внутреннее предпочтение – склонности;

- оценка психических (эмоциональных) состояний;

- оценка своих возможностей;

- оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии;

- прогнозирование последствий;

НКд

Пр внш

Пр внут

Ос

Ов

Оу

Пп

4.

Ответы, относящиеся к целевому блоку

- процесс удовлетворения потребностей;

- потребностная (смысловая) цель

П удп

Цп

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Несколько версий любви с первого взгляда
Многие из нас, перебирая в памяти свои "судьбоносные встречи", могут вспомнить, что уже в первый миг такой встречи возникло смутное предчувствие: "К этому человеку меня тянет". Какая-то неведомая сила тянула именно к н ...

Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение кот ...

Классификация методов возрастной психологии
Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной п ...