Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования

Психологические материалы » Метод одобрения и его влияние на учебную мотивацию старшеклассников » Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования

Страница 1

Мотивация, по признанию многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает особенности и поведения, и деятельности личности. Существуют различные трактовки мотивации:

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;

предметно-направленная активность определенной силы;

побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого она осуществляется;

осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов выделил ее 4 структурные компонента:

удовольствие от самой деятельности,

значимость для личности непосредственного ее результата,

"мотивирующая" сила вознаграждения за деятельность,

принуждающее давление на личность.

В общей психологии виды мотивов поведения разграничиваются по таким основаниям:

характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леоньеву);

время обусловливания деятельности (далекая-короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

социальная значимость (социальные-узколичные, по П.М. Якобсону);

факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

определенный вид деятельности, например, учебная мотивация.

Мотивация определяется:

самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

организацией образовательного процесса;

субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействием с другими учениками и т.д.);

субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

спецификой учебного предмета.

Психологи различают 4 вида внутренней мотивации познавательной деятельности:

по результату (конечный показатель учения),

по процессу (творческое участие в деятельности),

на оценку (стремление получить хорошую оценку),

на мотивацию (избавление от возможных неприятностей).

Развитие познавательной мотивации рассматривается такими учеными, как Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамов, В.И. Андреев, Л.А. Казанцева, А.И. Савенков. Познавательная активность достигает высокого уровня при условии, если школьники будут осознавать себя субъектами деятельности и выполнять действия, направленные на разрешение проблемных ситуаций в сфере самоопределения. Все это обусловливает необходимость реализации социальных ожиданий старших школьников, так как позволяет "выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться" [4, с.84-85] в коллективе и в глазах взрослых.

Мотивация как структурное образование рассматривается В.И. Ковалевым, Л.И. Анцыферовой как многомерное психическое образование, строящееся личностью на основе рефлексивных процессов. Она связывает мотивацию с уровнем развития личности. На первом уровне человек недостаточно осознает собственные побуждения. На втором личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий. На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути.

Рассмотрение мотивации как процесса можно встретить в работах Д.Н. Узнадзе, С. Л Рубинштейна. Согласно С.Л. Рубинштейну, мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром, соотношение внутренних и внешних условий.

Мотивационный аспект поведения учащегося к самоопределению проявляется в его отношении к миру, обществу, человеку, самому себе, видам деятельности, механизмам саморазвития личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Понятие и содержание методов судебно-психологической экспертизы
Современной психологии свойственна «разветвленность»; сложились целые подотрасли психологической науки - инженерная психология, геронтопсихология, клиническая, педагогическая, социальная, юридическая (в том числе судебная) психология и це ...

Выводы
В результате проделанного анализа литературы, собственного опыта и СМИ можно утверждать, что проблема психологического влияния является сегодня действительно актуальной. Наиболее важным аспектом в рассмотренной проблематике является испол ...

Современное состояние проблемы психологической защиты личности
Понятие психологической защиты обязано своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю - З. Фрейду. Впервые оно было введено в 1894г. С тех пор более 100 лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно ис ...