Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов

Психологические материалы » Мотивация профессионального самосовершенствования у студентов педвуза » Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов

Страница 2

1) Понятие успеха в профессиональной деятельности

2) Динамика профессионального успеха

3) Психотехника профессионального успеха

4) Начало профессиональной деятельности

5) Уровень мотивации и профессиональный успех

6) Эффективный темп профессионального успеха

7) Прогнозирование и профессиональный успех

8) Фактор целеполагания и профессиональный успех

В заключение коллоквиума студентам был предложен 31 закон карьерного роста. Материал к коллоквиуму см. в приложении 2.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика отношения студентов к себе как профессионалу.

Таблица 10

Отношение к себе как профессионалу (%)

Контингент студентов

Общий балл отношения к себе как профессионалу

низкий 2 – 2,99

средний 3 – 3,99

высокий 4 – 5

первокурсники

7 (10)

17 (15)

9 (8)

выпускники

3 (5)

14 (13)

17 (16)

заочники

3 (4)

17 (18)

24 (22)

Из таблицы видно, что уровень самооценки себя как профессионала вырос в положительную сторону (прежние значения приведены в скобках) у всех студентов.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что диагностика МПСС позволяет определить, что именно является движущей силой профессионального самосовершенствования у каждого конкретного специалиста, определять его “мотивационный профиль” и вырабатывать предложения по развитию мотивации, прогнозировать морально-психическое состояние человека.

Мотивация профессионального самосовершенствования специалистов (МПСС) - совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального самосовершенствования специалиста. Система отношений, определяющих мотивацию профессионального самосовершенствования личности, включает три критерия: 1) отношение личности к своей профессиональной деятельности, 2) отношение к себе как профессионалу, 3) отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

Исследования показали, что на МПСС влияют различные факторы: возрастные и личностные особенности, социальный статус, уровень профессиональной компетентности. Немаловажное влияние на МПСС оказывает переход к рыночным отношениям и сопутствующие этому изменения в психике людей, падение их социальной защищенности, материального положения.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько основных направлений эффективного влияния на процесс развития МПСС.

Первое направление - формирование положительных мотивационных установок на профессиональное совершенствование. Цель данного направления - сформировать предварительную потенциальную готовность специалиста к положительному восприятию профессиональной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней.

Практика подтверждает, что выход на высший уровень МПСС блокируется в основном из-за:

а) незнания психологических механизмов самосознания,

б) незнания содержания, структуры и логики процесса профессионального самосовершенствования,

в) незнания основных методов и приемов самосовершенствования,

г) психологической неподготовленности, боязни новизны, критики, трудностей в развитии своей личности,

д) отсутствия опыта в решении конкретных задач личного самосовершенствования.

В связи с этими трудностями выделяется второе направление развития МПСС - формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.

Третье направление - актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности. Важным путем актуализации побуждений самосовершенствования является его стимулирование. Доказано, что человек, испытывающий нехватку реакции на свою работу, со временем теряет интерес к ней. Существует два метода подкрепления: положительное (поощрение) и отрицательное (наказание). Многое зависит от правильного определения того, что же важно для конкретного человека, каковы его доминирующие мотивы и уже в соответствии с этим применять тот или иной вид подкрепления.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Телефонное консультирование
Когда преподобный Питер У. Уэст из клеменсвудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св.Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953 году объявили свои служебные телефонные номера для того, чтобы люди одинокие, растерянны ...

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер рече ...

Феномен лидерства
Текущая версия (не проверялась) Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие ...