Юность – время выбора профессии

Страница 6

Духовно-нравственная и сущностная направленность личности (сложный и «как бы лёгкий» и сущностный типы жизненного мира)

предполагают в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающей склонностям. Даже в том случае, когда главной целью в жизни является создание счастливой семьи, вуз или место работы никогда не выбираются по принципу близости от дома или по каким-либо иным соображениям, не связанным с интересом к самой профессии. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью. Известны случаи, когда абитуриенты при большом конкурсном отборе поступали в выбранный вуз с пятой-седьмой попытки.

Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор профессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленности личности. Здесь он не зависит о моды и конъюнктуры, других внешних обстоятельств, облегчён, как отмечалось выше, широтой круга интересов. Однако это далеко не всегда гарантирует оптимальный вариант выбора. Можно сказать, что выбор при многих вариантах будет соответствовать склонностям и интересам. Но будет ли он тем самым выбором, что отвечает предназначению человека, той его «сказкой», которую «необходимо постигнуть» (М.М. Пришвин), зависит от очень многих, часто случайных причин.

Даже при линиях онтогенеза, связанных с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности, не все потенциальные сущностные стороны человека открываются ему к моменту выбора жизненного пути. Иногда окончательный выбор делается позже, уже за порогом юности, нередко же своя истинная «сказка» так и не постигается. В любом случае профессиональное самоопределение является очень трудной задачей.

Юность – первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, чётко намеченных ещё в старших классах школы, идёт проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то, что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое ещё уточняется и окончательно осознаётся в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием юности [8].

Таким образом, для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Выбор этого пути осложняется кризисом 17 (15) лет и зависит от направленности личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другое по теме:

Влияние ученья на умственное развитие
Проблема развивающего обучения и воспитания разрабатывалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Первоначально внимание уделялось развитию навыков учебной деятельности. Вследствие этого было установлено, что начальное обучение ...

Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: · ...

Телефонное консультирование
Когда преподобный Питер У. Уэст из клеменсвудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св.Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953 году объявили свои служебные телефонные номера для того, чтобы люди одинокие, растерянны ...