Юность – время выбора профессии

Страница 4

Армия.

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооружённые Силы. Служба в армии – это ещё одна резкая смена образа жизни. Жёсткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжёлым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она чётко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определённым складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.

Бегство от общества

– ещё один вариант организации жизни в юношеском возрасте. Независимо от того, учится юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учёба бросаются.

Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. В подобных случаях задача самоопределения обычно не решена и указанные поиски становятся следствием серии серьёзных неудач или образовавшегося вакуума: детство кончилось, взрослым себя не чувствуешь и что делать, не знаешь. К наркотикам и сектанству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «серой» жизни, неумение трудиться.

Крайняя и наиболее трагичная форма бегства от общества – суицид, уход из жизни [8].

Основные линии онтогенеза.

Как было сказано выше, после окончания школы и начала самостоятельной жизни продолжается выбор жизненного пути, завершающийся в конце периода окончательным самоопределением.

Линии онтогенеза, связанные с гедонистической направленностью личности (атавистические аналоги простого и лёгкого и простого и трудного жизненного мира)

, вообще не предполагают самоопределения; «выбор» предопределён самой гедонистической установкой. В случае простого и лёгкого жизненного мира она реализуется посредством паразитического существования. Одним из его вариантов является существование за счёт родителей. Неспособность к систематическому труду, сформировавшаяся на предыдущих возрастных этапах, приводит к неспособности самостоятельного обеспечения своей жизни. Попытки найти работу, совместимую с этой неспособностью, обычно кончаются неудачей.

Другой вариант данной линии онтогенеза связан с замужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразитического существования за счёт супруга (супруги). Этот вариант более характерен для девушек. Тем не менее, как показывает отмеченное немецкими социологами увеличение количества браков совсем юных молодых людей со зрелыми женщинами, он не так редок и у юношей.

При атавистическом аналоге простого и трудного жизненного мира гедонистическая установка реализуется через механизм терпения. Жизненный мир подконтролен принципу реальности, выступающему как отложенный принцип удовольствия. Здесь для обеспечения существования, сведённого к удовольствиям и развлечениям, приходится прибегать к той или иной активности, т.е. соответствующей деятельности.

Одним из вариантов данной линии онтогенеза является существование за счёт мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в криминальных структурах. Другой вариант – выполнение простой, не требующей ответственности работы. Это устройство простыми неквалифицированными подсобными рабочими, иногда грузчиками (при не слишком обременительных нагрузках) и т.п. Для обоих вариантов обычно характерна та или иная степень алкоголизации. Чаще всего эти варианты сочетаются друг с другом: отсутствие устойчивых моральных принципов обусловливает стремление к лёгким противоправным путям для добывания денег и при трудоустройстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Биологическое и социальное в структуре личности
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные по ...

Обеспечение готовности к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотив ...

Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
Команды в последнее время стали рассматриваться как важнейший групповой феномен в организациях, они становятся более популярными в результате развития передовых информационных технологий, а также повышения внимания к системе комплексного ...