Мотивация профессиональной педагогической деятельности

Психологические материалы » Мотивация поведения и формирование личности подростка » Мотивация профессиональной педагогической деятельности

Страница 2

Как отмечают А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, переход из позиции студента в позицию специалиста, трансформация учебной деятельности в профессиональную предполагает и смену предметов деятельности. Если предметом учебной деятельности является информация, то предмет профессиональной деятельности - объекты материального или духовного производства. Действительно, возникает трудность в том, что усвоенные в учебной деятельности знания, умения, навыки при переходе к профессиональной деятельности должны превратиться из предмета учения в средство труда, решения принципиально иных, чем в обучении, задач и проблем. Необходимо, следовательно, еще в вузе давать студентам развитую практику использования знаний в функции средства регуляции действий и поступков. По мнению Н.Ф. Талызиной, необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы сформированная в процессе учения познавательная мотивация стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Кроме того, как отмечают А.А. Вербицкий и Н.Ф. Талызина, сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывают наибольшее влияние и на успехи в учении. Как показано в литературе, не происходит формирования профессиональной мотивации и профессиональной направленности в том случае, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст.

Формированию профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности способствует внедрение новых методов обучения (проблемное обучение, реферативная форма работы, дискуссия, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, «круглый стол», перекрестный опрос, «мозговой штурм», лекция с заранее запланированными ошибками и так далее; Г.А. Корнеева, В.Д. Калишенко, Н.В. Мельникова), совершенствование методов организации контроля и оценки знаний (С .А. Козлова, Н.Н. Кожухова, В.В.Бабаева), организация самостоятельной работы студентов ("Г.А Куликова, Л.Г. Нисканен, Н.А. Стародубова), использование педагогических игр (Т.И.Пониманская) и так далее.

Очевидно, что наиболее продуктивным является путь формирования профессиональной мотивации на протяжении всего периода вузовского обучения. В качестве механизмов развития мотивации, по мнению В.Г. Леонтьева, выступают направленность личности, личностные черты, типологические особенности, общие и интеллектуальные способности, показатели воли, уровня притязания, статуса личности и другие. Формирование профессиональной деятельности специалиста осуществляется как процесс движения деятельности студента от собственно учебной деятельности через учебно-профессиональную. При этом единицей активности студента становятся поступки; на профессионально значимом материале, как отмечал А.А.Вербицкий, осуществляется предметное и социокультурное развитие личности, ее включение в профессию как часть культуры, предполагающее в качестве ведущих профессиональные мотивы.

Таким образом, 1) студент с самого начала ставится в деятельностную позицию, 2) включается весь потенциал его активности, 3) приобретается опыт использования учебной информации в профессиональной функции, 4) при усвоении знаний осуществляется в контексте разрешения будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования профессиональной мотивации, 5) логическим центром педагогического процесса становится сама развивающаяся личность, происходит становление творческой индивидуальности будущего специалиста.

При наличии данных условий происходит формирование профессиональной мотивации и профессиональной направленности. Однако, как было отмечено выше, проблема формирования мотивов сама по себе очень сложна, так как всякая деятельность полимотивирована, представляет собой многовершинное образование (А.Н. Леонтьев). Мотивапионная сфера личности характеризуется познавательным мотивом, профессиональным, достижения, аффилиации и другими, причем в своеобразных, неповторимых иерархических комбинациях в каждом конкретном случае. В заключении необходимо отметить, что по своему статусу в общей иерархии мотивов учебной деятельности профессиональные мотивы, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъекта в обучении.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Роль воспитания в формировании личности.
Рассмотреть данный аспект важно потому, что воспитание оказывает огромное влияние на становление личности, её поведение и, часто, занимаемое место в обществе. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного ...

Методы и методики диагностики мотивации достижения, отношения и аффилиации
Психодиагностика мотивации Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мот ...

Описание и обоснование выбора методов исследования
Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимае ...