Кризисы семейных отношений

Психологические материалы » Кризисы семейных отношений

Страница 3

· закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;

· появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

· формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

· нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты – симбиотическое слияние и разобщенность);

· деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);

· нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования – «инконгруэнтная адаптация» – почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

· изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);

· нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

· возникновение семейных конфликтов;

· рост негативных эмоций и критики;

· нарушения метакоммуникации;

· нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

· регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

· «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

· противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

· разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;

· нарушение традиций и ритуалов;

· неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

· дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: П актуализация семейного мифа;

· реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

· нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

· нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);

· нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

· нарушение традиций и ритуалов;

· неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.

4.Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

· социальная изоляция семьи;

· социальная дезадаптация семьи;

· конфликты с социальным окружением.

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них – чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Личностные качества психолога-консультанта
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что чел ...

Методическое обоснование. Принципы организации
Данный мотивационный тренинг построен на представлении о том, что естественные мотивы человека должны получить свободу самовыражения. Однако если тренер будет формулировать это именно в таких терминах, участники могут понять его в том смы ...

Понятия "мотивы" и "потребности".
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатлен ...