Потребностно-мотивационная сфера личности

Страница 2

Таким образом, многофункциональности психики соответствует многообразие видов активности человека. Взаимосвязь составляющих психику свойств делает поведение, виды деятельности, формы активности человека целостным явлением и проявляется в направленности личности, стиле, характере.

Рассмотрим, в частности, направленность личности. Направленностью личности человека называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуаций. Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Личность и формируется, и проявляется в процессе ее деятельности. Основные структурные компоненты деятельности - это цели, мотивы и действия. Рассмотрим их подробнее.

Мотивы делятся на две группы: внешние и внутренние. К внутренним мотивам относят убеждения, стремления, интересы. Одной из важнейших проблем воспитания остается формирования здоровых интересов, прежде всего к учению и будущей профессиональной деятельности. Интересами называются мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному отражению действительности. То есть, говоря субъективно, интерес обнаруживается в желании узнать больше об объекте. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Они заставляют личность активно искать способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания. При этом удовлетворение интересов ведет к возникновению новых, соответствующих более высокому уровню познавательной деятельности. Интересы классифицируются по устойчивости, широте, цели, содержанию.

Различие интересов по признаку цели выявляет непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта («Мне интересно знать, видеть, понимать», -говорит человек). Опосредованные интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (например, учения) и субъективная значимость его для личности совпадают («Это мне интересно, потому что это в моих интересах!» -говорит в этом случае человек). В трудовой и учебной деятельности далеко не все обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно формировать опосредованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда. /5, 403/

Объекты познавательных потребностей и их реальное значение выявляет различие интересов по содержанию. Существенно и то, к чему проявляет интерес человек, и то, какова общественная значимость данного объекта. Таким образом, одной из важнейших воспитательных проблем современности является формирование интересов, стимулирующих активную познавательную деятельность подростка.

Другой из важнейших характеристик является различие интересов по степени устойчивости. Устойчивость интереса - это длительное сохранение его интенсивности. Необходимо заметить, что одной из возрастных особенностей подростков является некоторая неустойчивость интересов, которые приобретают характер страстных, но кратковременных увлечений. Но в этом есть и положительные моменты. В частности, это способствует интенсивному поиску призвания, помогает проявлению и обнаружению способностей.

Следующей существенной стороной мотивации деятельности являются убеждения.

Убеждения и идеалы в наибольшей степени выполняют мобилизующую функцию. Сила убеждения заключается в том, что оно основано на знаниях, представлениях, ставших личностно значимыми, оказывающими влияние на позицию личности. Убеждения интегрируют эмоции волю, направляют и мотивируют поведение человека. От них трудно отказаться. При общей высокой активности интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов происходит их взаимное подкрепление. Убежденный человек отличается уверенностью, целеустремленностью, устойчивостью поведения, определенностью отношений, чувств, надситуативным настроем. /7, 60/

Таким образом, система убеждений, включающая в себя философские, эстетические, этические, естественно - научные и другие, может рассматриваться в качестве мировоззрения. Одной из потребностей человека выступает желание защитить свои убеждения, добиться разделения их другими людьми. Все эти мотивы объединяет то, что все они являются осознанными, то есть человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, является содержанием его потребностей.

Однако немаловажную роль в мотивации человеческих действий играют неосознаваемые побуждения, в частности, психологическая установка, т.е. готовность действовать определенным образом. Сущность установки составляет предвзятость. Хотя установка действует на уровне бессознательного, необходимо отметить ее сознательное формирование. Это следствие веры, а не анализа, результат некритического отношения к непроверенной информации.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Несчастной любви не бывает
Несчастными могут быть отношения двух людей, построенные лишь на физической и эмоциональной близости или, как порой бывает, на равнодушии, безразличии друг к другу. Настоящая любовь не бывает несчастной, потому что любовь всегда обогащает ...

Понятие межличностной перцепции
Говоря о межличностном восприятии (межличностной перцепции), С.Л. Рубинштейн отметил, что люди, воспринимая как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важн ...

Обеспечение готовности к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотив ...