Сравнительный анализ социальных представлений у детей

Психологические материалы » Мотивация к школьному обучению » Сравнительный анализ социальных представлений у детей

Изучение социальных представлений имеет длительную историю, этой проблематике посвящены работы таких авторов как С. Московичи, Ж. Пиаже, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др. К понятию "социальные представления" достаточно близки такие термины отечественной психологии как "гражданская идентичность", "социальная идентичность", "этническая идентичность" (В.С. Мухина, Т.Г. Стефаненко и др.), хотя содержательное наполнение их специфично для каждого из авторов.

Тем не менее, можно говорить о том, что процесс формирования социальных представлений в детском возрасте недостаточно освящен в современной психологии.

Описываемая здесь работа направлена на изучение проблематики развития социальных представлений на примере представлений российских детей о своей стране.

Рассматривая социальные представления, принято выделять когнитивную и перцептивную стороны. Изучению первого из указанных компонентов и посвящено наше исследование.

Нами было сделано предположение о том, что структурные компоненты когнитивной составляющей социальных представлений присутствует уже в старшем дошкольном возрасте.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были проанализированы рисунки и высказывания о России детей старшего дошкольного возраста. Им предлагалось рассказать и нарисовать, что они знают о России. Для этого давалась следующая инструкция: "Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России? Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?" Взаимодействие с каждым испытуемым носило индивидуальный характер.

Выборку составили дети, посещающие различные ДОУ г. Москвы в возрасте от 5 до 7 лет. В общей сложности в исследовании приняло участие 65 детей (31 мальчик и 34 девочки).

Для классификации рисунков и высказываний необходимо было составить представление о содержании компонентов структуры социальных представлений у взрослых. Для этого нами было проведено пилотажное исследование. Его частниками стали 49 человек в возрасте от 17 до 23 лет, в основном - студенты различных ВУЗов Москвы. Им предлагалось написать небольшое эссе, в котором они в свободной форме рассказывали о том, что они знают о России. Также предлагалось дополнить сочинения рисунками, иллюстрирующими их представление о России.

Результаты пилотажного эксперимента позволили выделить следующие содержательные компоненты:

1. Историко-географический аспект представлений о России

Территория и государственный статус (21,8%)

Природный аспект (19,4%)

Исторический аспект (13,5%)

Этнографический аспект (12,4%)

2. Национальная культура (11,8%)

3. Государственное устройство (8,2%)

4. Национальная символика (4,7%)

5. "Малая Родина" (4,7%)

6. Чисто эмоциональные высказывания (3,5%)

В скобках указана относительная частота упоминаний каждой из категорий. Далее мы перешли непосредственно к основному эксперименту. В ходе индивидуального взаимодействия с ребенком, нами была проведена беседа, с заранее заданной структурой. В ходе беседы мы просили испытуемого сделать рисунок о России.

После сбора данных нами был проведен качественный анализ полученного материала.

Когнитивный компонент полученных данных был классифицирован по основаниям, выделенным в пилотажном исследовании.

Таким образом, можно говорить о наличии следующих категорий в представлениях старших дошкольников о России:

1. Историко-географический аспект представлений о России:

Территория и государственный статус (39,9%)

Природный аспект (10,7%)

Этнографический аспект (население) (8,8%)

2. Национальная культура (9,4%)

3. Государственное устройство (упоминание президента) (1,9%)

4. Национальная символика (14,5%)

5. "Малая Родина" (представления, близкие к понятиям "дом", "семья") (22%)

6. Чисто эмоциональные высказывания и оценки (1,9%)

В скобках указана относительная частота упоминаний каждой из категорий.

Таким образом, можно говорить о том, что анализ содержания материала подтверждает нашу гипотезу: структурные компоненты когнитивной составляющей социальных представлений присутствуют уже в старшем дошкольном возрасте. Проводя количественное сравнение, мы отметили, что уже в дошкольном возрасте на первый план выступают представления, связанные историко-географическим аспектом знаний о России. Наименее представленными оказались суждения о России, опирающиеся исключительно на эмоциональное отношение.

Другое по теме:

Сидение
Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольств ...

Система ценностей консультанта
Если реально посмотреть на ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если понимать консультирование как отношен ...

Связь речи и мышления. Внутренняя речь
Речь – это форма общения людей, опосредованная языком, и является особым видом деятельности. В первые года жизни у человека она развивается в несколько этапов. В первое полугодие – наблюдается звукоподражание (гуление), во второе полугод ...