Сопоставление методик диагностики мотивационной готовности к школе

Психологические материалы » Мотивация к школьному обучению » Сопоставление методик диагностики мотивационной готовности к школе

Гипотеза исследования: дети, мотивационно готовые к школе, в большей степени ориентированы на учебные занятия, чем на игровые, что должно выявляться с помощью соответствующих методик.

1. Методика "Сказка" - экспериментальная методика, позволяющая определить доминирование познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. С точки зрения мотивационной готовности к школе хорошим считается результат, когда познавательный мотив доминирует над игровым мотивом.

2. Методика "Внутренняя позиция школьника" - опросник, с помощью которого можно определить степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ребенка к среде, возникающее в конце дошкольного возрасте и проявляющееся в стремлении занять новое, более взрослое положение в жизни - положение школьника и осуществлять связанную с этим серьезную социально значимую деятельность - учение. Наличие внутренней позиции школьника является одним из критериев мотивационной готовности к школе.

3. Методика "Мотивационные предпочтения" - проективная методика, позволяющая выявить отношение ребенка к учебной, игровой и трудовой деятельности. В процессе выполнения методики ребенок осуществляет ряд положительных и отрицательных выборов занятий, изображенных на карточках. На основании этих выборов делается вывод о положительном или отрицательном отношении ребенка к данным видам деятельности.

Соотнесение результатов методик проводилось следующим образом. По результатам выполнения методик "Сказка" и "Внутренняя позиция школьника" были выделены группы детей с различным уровнем мотивационной готовности к школе: высоким, средним и низким. Эти группы испытуемых сравнивались по частоте встречаемости у детей положительного и отрицательного отношения к игровой и учебной деятельности, которое определялось с помощью методики "Мотивационные предпочтения". Отношение детей к трудовой деятельности не рассматривалось. Для статистической обработки данных использовался критерий Стьюдента для процентов.

Результаты исследования

Сравнение мотивационных предпочтений детей с высоким уровнем мотивационной готовности к школе и детей с низким уровнем мотивационной готовности к школе выявило статистически значимые различия между данными группами испытуемых:

1. дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе существенно чаще, чем дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе, проявляют положительное отношение к учебным занятиям;

2. дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе существенно реже, чем дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе, проявляют положительное отношение к игровым занятиям;

3. дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе существенно чаще, чем дети с низким уровнем мотивационной готовности к школе проявляют отрицательное отношение к игровым занятиям.

Таким образом, дети с высоким уровнем мотивационной готовности к школе по своим мотивационным предпочтениям более ориентированы на учебную деятельность и менее ориентированы на игровую деятельность по сравнению с детьми с низким уровнем мотивационной готовности к школе.

Группа детей со средним уровнем мотивационной готовности к школе неоднородна по мотивационным предпочтениям. Дети с хорошей познавательной мотивацией и внутренней позицией школьника "в стадии формирования" по своим мотивационным предпочтениям ближе к детям с высоким уровнем мотивационной готовности к школе. Дети с хорошей познавательной мотивацией, но с несформированной внутренней позицией школьника по своим мотивационным предпочтениям ближе к детям с низким уровнем мотивационной готовности к школе.

Сопоставление методик Н.И. Гуткиной "Сказка" и "Внутренняя позиция школьника" и методики Д.В. Солдатова "Мотивационные предпочтения" показывает общую тенденцию изменения мотивационных предпочтений в связи с формированием мотивационной готовности к школе: с улучшением показателей мотивационной готовности к школе возрастает предпочтение детьми учебных занятий и убывает предпочтение детьми игровых занятий.

Результаты по методике "Мотивационные предпочтения" показывают, что очень низкому уровню мотивационной готовности к школе (когда игровой мотив доминирует над познавательным мотивом, и внутренняя позиция школьника отсутствует) соответствует не отрицательное, а нейтральное, безразличное отношение к учению. Отрицательное отношение к учению у учащихся первых классов встречается очень редко.

Другое по теме:

Модальность этнических конфликтов
Этнопсихолог Г.У. Солдатова выделила три фазы межэтнической напряженности: латентную, фрустрационную, конфликтную Латентная фаза напряженности — это в целом нормальный психологический фон не только этноконтактных, но и любых других ситуа ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе исследования по результатам разработанной анкеты были выделены две группы испытуемых. Первую группу составили те студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает ведущие позиции. Вторую группу составили те с ...

Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы
В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура ...