Высшая нервная деятельность человека

Психологические материалы » Мозговая регуляция речи » Высшая нервная деятельность человека

Страница 2

На самых ранних этапах онтогенетического развития пассивной речи слова взрослого, вызывающие определенную реакцию ребенка, направленную на определенный предмет ("где папа?", "где часы" и т.д.), выступают только как один из компонентов более общего комплекса, включающего также определенную интонацию взрослого, определенную привычную внешнюю ситуацию. Если эти компоненты отсутствуют, слова не вызывают реакции (Кольцова, 1958, 1967).

Что касается активной речи, то и здесь хорошо известно, что первые слова ребенка это слова-предложения, имеющие очень широкую и мало дифференцированную предметную отнесенность.

По мнению И.П. Павлова, в основе функционирования второй сигнальной системы лежит способность отвлечения и обобщения бесчисленных сигналов первой сигнальной системы. Эта способность возникла вместе с человеческой речью, с ее важнейшим компонентом – кинестетическими раздражениями речевых органов. Чтобы произнести слово, необходимо научиться управлять речевыми органами, а для этого нужно иметь нормальный кинестетический анализатор, воспринимающий раздражения, поступающие от них в центральную нервную систему. Здесь имеется полная аналогия с процессами обучения различным двигательным навыкам.

В процессе овладения устной и письменной речью участвуют не только кинестетический анализатор, но также звуковой и зрительный.

В нормальных условиях, как это следует из указаний И.П. Павлова, в основе механизма образования слова лежат временные связи между зрительными, звуковыми и кинестетическими раздражениями. Слово есть обобщенный сигнал первых сигналов действительности, значит, кроме указанных межанализаторных связей, оно должно иметь связь и с теми явлениями, которые сигнализирует. Эти связи являются временными, из чего следует, что в основе физиологических механизмов функционирования первой и второй сигнальной системы лежат одни и те же закономерности.

Термин «временная связь» употреблялся И.П. Павловым в различном значении: во-первых, в морфологическом – как связь, возникающая между отдельными пунктами высших отделов центральной нервной системы, и, во-вторых, в функциональном – как связь между органом и внешней средой, иначе – как связь между различными внешними агентами и определенными деятельностями организма.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Психолого-педагогическое обследование заикания
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследова ...

Семья
Психологами описаны основные типы семейного воспитания, деструктивно действующие на формирование личности подрастающего человека. В основе каждого из них лежит нелюбовь, которая, в конечном итоге приводит к результатам, описанным американ ...

Логика и принципы этнопсихологических исследований
Теория и практика выявления, измерения (диагностики) и осмысления этнопсихологических особенностей представителей различных народов и наций с помощью специальных методы еще не сформировалась окончательно. В настоящее время соответствующие ...