Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Психологические материалы » Методы психологического воздействия » Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии

Страница 1

Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 - для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].

Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная) психология как отрасль юридической психологии определяет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, данная отрасль исследует интеллектуальные и личностные свойства правонарушителей, процесс их адаптации к пребыванию в исправительно-трудовых учреждениях психические состояния, вызванные лишением свободы, методы и приемы воспитательной работы с этой категорией лиц, формирование позитивной установки на исправление и др.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4].

Социально-психологическая адаптация осужденного происходит в результате воздействия на него комплекса психолого-педагогических методов, стимулирующих принятие личностью высоких социальных ценностей. Наиболее важными в этом отношении являются отход от шаблонов, индивидуализация в избрании и применении методов воспитательной работы. Даже избрание форм труда по степени тяжести, характеру выполняемых действий (труд мужской или женский), результатам выполнения заданий, играют большую роль в возможностях воздействия на осужденных.

Формы труда предполагают и учет направленности личности. Так, выполнение работы, не представляющей никакого интереса для осужденных, влечет за собой отрицательное психологическое воздействие на них и, как следствие, ведет к слабому трудовому воспитательному эффекту. Так, например, женщины отбывающие наказание в исправительно-трудовых учреждениях, предпочитают «женский труд». В частности, как свидетельствует практика, производительность и качество труда у них возрастает, если они шьют детскую одежду, школьную форму и, резко снижается, когда производственный заказ своим объектом имеет изготовление рабочих рукавиц, брезентовых фартуков и т.д. [4].

Исходя из изложенного, пенитенциарную психологию можно определить как отрасль юридической психологии, исследующую закономерности психической деятельности личности, которая отбывает наказание, а также возможности ее ресоциализации, т.е. восстановления ранее нарушенных социальных качеств.

В своем развитии пенитенциарная психология использует данные других отраслей психологии. Наиболее тесно она связана с психологией труда, данные которой используются для исследования психологических факторов, влияющих на воспитание у осужденных трудолюбия, повышения производительности труда, избрания вида и характера производств, оказывающих воспитательное воздействие.

Психология искусства дает возможность использовать в процессе воспитательного воздействия данные о влиянии эстетических ценностей на развитие и становление личности, в частности таких ее потребностей, которые определяют ресоциализацию личности, пробуждая нравственные, гуманные черты личности.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Особенности исследования феномена мышления
На сегодняшний день одной из приоритетных целей образования является всестороннее развитие личности, вследствие этого актуальной является проблема формирования культуры мышления индивида как одной из ключевых составляющих его общей культу ...

Биологическое и социальное в структуре личности
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные по ...

Обогащение словарного запаса.
Практика показала, что обогащение словарного запаса осуществляется но следующим этапам: 1.Выберите нужные слова и фразеологизмы, ознакомьтесь с их значениями, определите верное ударение и произношение, выявите все синонимы и возможные со ...