При бихевиоральном подходе (например, Джуэлл Л., 2001; Шульц Д., Шульц С, 2003) в качестве основных требований к исследованиям психологических явлений называются объективность наблюдения, контроль условий, верифицируемость (возможность проверки и воспроизводимости результатов), а основным методом признается эксперимент (классический пример — "Хотторнский эксперимент"). В зависимости от природы изучаемых явлений адекватными методами могут быть наблюдение в естественных условиях, опрос, анкетирование, виртуальные лаборатории (интернет-технологии). Важным моментом является строгая формулировка избранных рабочих понятий, обоснованность используемых "переменных", объективность критериев оценки получаемых эффектов.
В бихевиоральной психологии традиционно большое внимание уделяется анализу статистики (средние, средние квадратическпе отклонения, размах вариативности переменных, особенности их распределения в пространстве изучаемых переменных), правилам формулирования и проверки гипотез исследования. В таких исследованиях активно привлекаются методы многомерной параметрической статистики для обработки данных.
Тщательный анализ всех имеющихся данных, динамики их изменения, как правило, может многое раскрыть и объяснить специалисту — и ученому, и практическому психологу
Современные позиции в понимании методологии
Для решения практических задач в современной науке, в частности в эргономике, применяются следующие методы
1. Эмпирические методы исследования (анализ документов и продуктов деятельности субъекта; наблюдение; опосредованное наблюдение — регистрация происходящих событий с помощью кино-, видео-, аудио- и другой техники; самонаблюдение; хронометраж).
2. Опросные методы (интервью, анкетирование, тестирование).
3. Экспериментальные методы (одно-, двух-, многофакторные модели; регрессионные модели).
Рассматривая проблему методов исследования (оценки, измерения) явлений действительности в психологии в более узком контексте, например в компетенции психодиагностики, легко обнаружить большую дифференцированность их классификаций. Некоторые отечественные специалисты выделяют две большие группы:
1. Методы, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ, либо на заданиях, правильных ответов на которые не существует.
2. Вербальные/невербальные методы.
В классификациях по методологическому принципу, положенному в основу приема, различают:
♦ объективные тесты;
♦ стандартные самоотчеты:
♦ тест-опросники;
♦ открытые опросники, предполагающие в последующем привлечение контент-анализа;
♦ шкалированные техники (по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда) и методики классификации;
♦ индивидуально ориентированные техники (типа репертуарных решеток);
♦ проективные техники;
♦ диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диалогические игры)
Расширяя контексты в обсуждении проблемы оценки явлений окружающей действительности, мы видим различия подходов и критический анализ самих принципов научного познания. Очевидно, что внимание психолога не должно ограничиваться предварительной оценкой предмета исследования, выработкой стратегии исследования и его тактики — выбором методов и методик. Даже самые "очевидные" положения деятельности ученого и психолога-практика предполагают их "достаточное и необходимое" обоснование в границах данной методологии. Так, по мнению Т. Н. Корниловой, критерии объективности "не могут рассматриваться безотносительно к гносеологическим установкам автора исследования или психологической школы. Характеристики адекватности использования того или иного метода предполагают оценку достоверности ("истинности") не столько самих результатов, сколько соответствия его проверяемой гипотезе"
Другое по теме:
Качественные методы
оценки
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или предмете) оценки ...
Особенности организации и проведения исследования
Исследование учебной мотивации старшеклассников проводилось на базе школы №1 в городе Ханты-Мансийске.
В качестве объекта исследования рассматривалась мотивация одобрения и ее влияние на качество учебной деятельности в школьной среде.
П ...
Использование информации о внешнем облике в целях розыска и установления
личности
Использование данных о признаках внешности человека предполагает анализ и оценку собранной и зафиксированной информации. При этом изучаются и оцениваются условия ее собирания, повлиявшие на содержание, учитываются средства и методы, испол ...



Меню сайта