Методы исследования в психологии

Страница 4

Изучение истории вопроса методов научного исследования и их систематик приводит Т. Н. Корнилову к выделению двух полярных групп по отношению к возможности проверки каузальных гипотез: пассивно наблюдающих — методы наблюдения и корреляционный подход — и активного эксперимента, предполагающего вмешательство ученого в изучаемые им процессы. К экспериментальным методам примыкают квазиэкспериментальные, не предполагающие таких же строгих форм контроля экспериментальных факторов ("переменных"), как при реализации истинных экспериментальных планов. По критерию ограниченных форм контроля к квазиэкспериментальным методам можно также относить лонгитюдные, кросс-культурные, психогенетические и некоторые другие

В теории вопроса методов исследования почему-то редко затрагиваются некоторые аспекты проведения полевых исследований, в реальности обретающих статус далеко не частных. Поскольку значительная часть исследовательской деятельности психолога-практика протекает именно в форме полевых исследований, представляется важным затронуть и эту тему.

К важным условиям, чрезвычайно значимым для понимания сущности процессов в системе "субъект-профессия", следует отнести вопрос гомогенности — гетерогенности групп (т. е. меры похожести друг на друга всех обследуемых субъектов, образующих такие профессиональные группы. Поскольку реальные группы обычно имеют высокую межиндивидуальную вариативность, иначе — их образуют люди, отличающиеся между собой по многим важным параметрам, в отношении выводов обследования рекомендуется быть предельно осмотрительным). Особенности корпоративной культуры организации и отдельных подразделений (например, всегда отличается поведение работников бухгалтерии и технических служб), кадровой политики, групповых норм, зависящих от личности лидеров, психофизиологические особенности человека, его ценности и мотивы и другое приводят к тому, что в действительности мы имеем дело с гетерогенными группами.

Кроме того, в отношении профессионального мастерства обычно не наблюдается нормальное ("гауссово") распределение субъектов. Даже на крупном предприятии группа из 20-30 работников, скорее всего, будет довольно неоднородной по ряду признаков.

На основании данных исследования были сформулированы новые принципы кадровой политики, критерии аттестации, требования к карьерному продвижению, критерии оплаты труда и др. В частности, были разделены основные варианты карьеры: один тип — для лиц, склонных к постоянному повышению квалификации и карьерному росту; второй — для лиц, более заинтересованных в стабильности и оптимальной оплате труда, для которых предельной карьерной позицией является должность "старшего" объекта.

Как показал опыт, систематические опросы (два раза в год) отражают зависимость социально-психологического климата в коллективе от внешних (социально-экономическое положение в регионе, уровень безработицы, рынок "вторичной рабочей силы", оплата труда в отрасли и др.) и внутренних (кадровая политика руководства, стиль работы руководителя службы и др.) факторов. Задача психолога состоит в получении достоверной информации для адекватной коррекции кадровой политики, а не в поиске "неблагонадежных".

Такие опросы лучше проводить в анонимной форме, использовать косвенные формулировки вопросов, формировать представительные выборки, учитывать достоверность ответов респондентов, словом, соблюдать все требования технологии опросов и составления анкет. При таком подходе легко нивелировать почти неизбежные систематические ошибки, случайные искажения и "промахи" в полевых исследованиях.

Отдельная тема — выбор критериев анализа и формы представления результатов исследования. Здесь уместно вспомнить шутливый афоризм: "Есть ложь, большая ложь и статистика". Парадоксально, но одни и те же эмпирические данные при разных статистических методах их оценки, при разных задачах, при разных контекстах жизнедеятельности организации могут быть более или менее содержательными.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Психологическая структура взаимопонимания
В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов. Во-первых, взаимопонимание — это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания — природно ...

Виды мышления.
Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата. Теоретическое и п ...

Личность ребенка младшего школьного возраста
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, при ...