Методы вывода человека из бытовой депрессии с использованием общеизвестных направлений и методов научной психологии

Психологические материалы » Методы вывода человека из бытовой депрессии с использованием общеизвестных направлений и методов научной психологии

Страница 2

Тестирование как наблюдение и как эксперимент зависит от понимания субъекта и объекта исследования.

Изучая сознание человека можно зафиксировать свою оценку и предложить её в качестве варианта применительно к проблеме человека, но основной вывод обязан сделать для себя каждый пациент сам. К решению собственной проблемы психолог может подвести человека, но не настаивать на правильности своего видения или решения проблемы. Сократ, наводящими вопросами, позволял человеку самому отвечать на поставленный им же вопрос. ( Правда, ничем хорошим это для него не кончилось).

Гештальттерапия как одна из техник, которыми пользуются для достижения положительных целей в работе с пациентами. Тут основной упор идёт на достижение целостной картины мира, себя в этом мире, на положительные ассоциации из всех возможных. Но если рассматривать проблему изнутри, то для начала все же хорошо было бы «почистить» поле деятельности, на котором можно было бы вырастить положительный настрой на всё, что находится вовне. Можно ли рассматривать психологию как объективную науку или присутствие субъективизма неотделимо от данной науки? Но «объективно можно изучать только внешне наблюдаемое, а не субъективную сторону психической деятельности» (В.М. Бехтерев). И поэтому объективная психология может заниматься только внешними проявлениями нервно-психологической деятельности.

Рассмотрение внешних стимулов – это один из наиболее действенных объективных методов оформления и характеристики задачи. Стимулы вызывают реакцию, определенный вид поведения субъекта. Единицей анализа поведения по Дж. Уотсону является схема S – R. Согласно теории бихевиоризма и поставленным там задачам по реакции можно предположить какие стимулы стали основополагающими последующего поведения. Тогда такой подход облегчает решение задачи с выявлением причинно-следственной связи. Но стимул и реакция предстают как закономерности без включения субъективной индивидуальности. Поэтому Э. Толмен вводит понятие «промежуточной переменной», которая в какой-то мере позволяет отметить субъективную составляющую между стимулом и реакцией. Всегда иметь в виду внутренние стимулы, когнитивные процессы важно, так как поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как у машин или роботов (А. Бандура).

Постепенно в своих рассуждениях я подхожу к чему-то более абстрактному, что не поддается четкой формулировке, т.к. не может быть объективно оценено. Это бессознательное, которое человек не контролирует. У Фрейда бессознательное выступает на 2х уровнях: это то, что рядом с сознанием и если это предсознательное (ОНО) начать раскрывать, то всплывает память, которую человек может контролировать по собственному желанию. Но есть и 2й уровень, так называемое «СВЕРХ Я». Как раз в этом бессознательном бывают скрыты прошлые негативные стимулы, приведшие к патологическим изменениям в настоящем поведении и образе жизни человека. Сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы являются главными показателями того стимула, который привел к патологии поведения. Воспользовавшись психологическими инструментами для выяснения истинной причины проблемы и всех наслоений можно убрать «снежный ком» прошлого, тянущийся на протяжении жизни человека и прервать или завершить эту цепь в настоящем. Для К. Юнга же человек представлен не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. И возможно решив давно засевшую проблему, психолог не избавит человека от зависимости к проблемам в целом, как человека привыкшего жить в постоянном напряжении, страхе или унижении. (Как вариант психологического мазохиста).

В середине XX века возникает необходимость рассматривать человека не как пассивного объекта своей собственной жизни. Субъект рассматривается как активный, постоянно изменяющийся индивид, где знание человека о сущности происходящего с ним меняет его собственные психические процессы. Гуманистическая психология делает акцент на возможностях человека, то есть личность должна делать всё сама, но ей необходимо оказывать помощь. Представители этого направления К. Роджерс, А. Маслоу и др. ставили своей целью оказание помощи другому человеку. В основе клиент-центрированной терапии, разработанной К. Роджерсом, лежит убеждение, что все люди по своей природе свободны и добры. Условиями конструктивного личностного изменения выступают прежде всего:

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Готовность к школе
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед ...

Конфликты в семье
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[v] Уникальность семейных отношений об ...

Потребности и мотивы личности
Потребность - это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ...