Психологическое консультирование в социальной работе

Страница 2

. В наиболее развернутом виде эта концепция представлена в трудах Э.Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов, которые неизбежно наиболее дол­жен преодолеть человек в течение жизни. От исхода кризиса (бла­гоприятного или неблагоприятного) зависит возможность дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее дефор­мации. Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь психолога-консультанта.

С изложенным выше принципом сензитивных и кризисных периодов развития личности тесно взаимосвязаны представления о стрессовых и экстремальных состояниях человека, а также способах их преодоления.

В современном понимании стресс — это процесс приспособления к обстоятельствам, которые представляют угрозу или нарушают психо­логическое равновесие человека.

В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.).

Согласно Ролло Мэю для успешной работы психологу-кон­сультанту необходимо:

1. Провести диагностику личности клиента (в соответствии с представлениями о структуре личности).

2. Вместе с клиентом определить основные направления развития его личности и создать для этого необходимые условия.

3. Выявить источник личностных проблем и реальные пути их решения.

4. Создать оптимальную психологическую среду в ситуации консультирования, обеспечивающую успешное решение клиентом заяв­ленных им психологических проблем.

Важнейшим из принципов консультирования Р.Мэй называет необходимость для консультанта иметь представление о структуре и компо­нентах личности клиента, то есть уметь дать ее ясное определение. В частности, автор утверждает: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультан­та, или любого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания». Р. Мэй считает основными компо­нентами личности свободу (то есть понимание себя открытое самовы­ражение и принятие ответственности за свои поступки), индивидуаль­ность, социальную интегрированность и глубину религиозности (нрав­ственности).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Формирование понятий.
Наиболее развито у человека понятийное мышление, где элементами, над которыми производятся мыслительные операции, являются понятия. Предметы и явления окружающего мира представлены человеку не только в их чувственных образах, но и в форме ...

Организация исследования
Цель исследования: изучить особенности мотивации профессиональной деятельности шахтёров. Гипотеза: мотивация профессиональной деятельности подземных работников шахт и управляющего персонала имеет различия, проявляющиеся как в уровне моти ...

Лидерство и руководство в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема ...