. В наиболее развернутом виде эта концепция представлена в трудах Э.Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов, которые неизбежно наиболее должен преодолеть человек в течение жизни. От исхода кризиса (благоприятного или неблагоприятного) зависит возможность дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее деформации. Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь психолога-консультанта.
С изложенным выше принципом сензитивных и кризисных периодов развития личности тесно взаимосвязаны представления о стрессовых и экстремальных состояниях человека, а также способах их преодоления.
В современном понимании стресс — это процесс приспособления к обстоятельствам, которые представляют угрозу или нарушают психологическое равновесие человека.
В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.).
Согласно Ролло Мэю для успешной работы психологу-консультанту необходимо:
1. Провести диагностику личности клиента (в соответствии с представлениями о структуре личности).
2. Вместе с клиентом определить основные направления развития его личности и создать для этого необходимые условия.
3. Выявить источник личностных проблем и реальные пути их решения.
4. Создать оптимальную психологическую среду в ситуации консультирования, обеспечивающую успешное решение клиентом заявленных им психологических проблем.
Важнейшим из принципов консультирования Р.Мэй называет необходимость для консультанта иметь представление о структуре и компонентах личности клиента, то есть уметь дать ее ясное определение. В частности, автор утверждает: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания». Р. Мэй считает основными компонентами личности свободу (то есть понимание себя открытое самовыражение и принятие ответственности за свои поступки), индивидуальность, социальную интегрированность и глубину религиозности (нравственности).
Другое по теме:
Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе
Прежде чем приступить к подробному обсуждению приемов обучения и специфических ошибок леворуких детей, предстоит ответить на ряд вопросов, обычно задаваемых учителями, родителями и другими заинтересованными лицами. Хочется надеяться, что ...
Заключение.
Общение – это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общен ...
Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживают ...
Меню сайта