Заключение

Страница 2

Предпринятое нами исследование и анализ полученных результатов позволяют наметить пути работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточно­стью. При этом мы основывались на принятом в настоящее время рассмот­рении восприятия как особой деятельности, в структуре которой наличествует мотивационно-личностной и операционально-технический компонент деятель­ности.

Мотивационная сторона перцептивных процессов определяет их на­правленность, селективность и напряженность и является важным фактором индивидуального развития в 4-х направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом. Именно с учетом этих положений строилось экспериментальное обучение.

Операциональный уровень деятельности представлен перцептивными операциями как способами выполнения перцептивных действий.

Развитие функциональной стороны включало в себя работу по развитию чувствительности и была основана на упражнениях, предложенных Е.К. Гра­чевой еще в начале нашего века; развитие зрительного и слухового сосре­доточения.

Формирование мотивационной стороны подразумевало развитие эмо­ционального контакта ребенка со взрослым, формирование интереса к раз­личным видам деятельности (прежде всего предметно-манипулятивной, игровой, элементарной продуктивной). «Внешняя» стимуляция осуществля­лась за счет использования ярких, красочных игрушек, дидактического мате­риала, предметов обихода, то есть за счет особой организации среды ребенка. Кроме того, значительную роль играла организующая активность взрослого, его эмоциональность.

Развитие операциональной стороны включало обучение обследователь­ским действиям с игрушками, предметами обихода сначала на занятиях; а затем в ходе выполнения режимных моментов. Следующим этапом являлось формирование представлений о цвете, форме и величине предметов, обу­чению действиям обследования этих признаков (обведение, наложение, приложение), формированию понимания слов-названий сенсорных эталонов и, когда это было возможным, самостоятельному называнию этих эталонов в доступной детям форме. Содержание обучения соответствовало «Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». Применение адекватных методов и приемов работы, правиль­ная организация рабочего места, использование дидактического материала, соответствующего особенностям ребенка позволили получить положительные результаты обучения.

Таким образом, предпринятое нами исследование позволило выявить ряд особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и реализовать в этой связи систему работы, оптимизирующую развитие этой сферы. Продолжение ра­боты по предложенной системе сенсорного воспитания этой категории детей должно обеспечить более успешное преодоление недостатков развития их ориентировочно-исследовательской деятельности, расширение и обогащение представлений о внешних свойствах предметов, что безусловно будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.

[1] Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. /Под ред. А.В. Запо-рожца и М.И.Лисиной. - М., 1966

[2] Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. /Под ред. Носковой А.П. - М., 1989

[3] Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975

[4] Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.,1984.

[5] Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных де­тей дошкольного возраста. Автореферат. - М., 1977.с.8

[6] Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных де­тей дошкольного возраста. Автореферат. - М., 1977.с.9

[7] Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психо­логии восприятия.//Психология восприятия. - М., 1989. с. 5-14

[8] Организация дифференцированного обучения в детских домах-интернатах. //Социальная защита населения. -1990, вып.,1

[9] Ватажина Л.А.,Малинкин Н.С.Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет. /Под ред. Кузьмицкой. - М., 1971

[10] Современные подходы к болезни Дауна. /Под ред. Д.Лейна и Б.Стрэтфорда.-М., 1991

[11] Сенсорное воспитание в детском саду. /Под. ред. Н.П. Сшсулиной и Н.Н. Поддъякова. - М., 1969.с.3

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Заключение.
Общение – это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общен ...

Причины возникновения стресса
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ре ...

Вспомогательные методы исследования
В группу вспомогательных методов мы включили метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик), метод цветовых выборов (модифицированный вариант цв ...