Методика сенсорного воспитания в СДУ

Страница 3

Немногочисленность исследований по проблеме сенсорно-перцептивного развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью выдвигает задачу по дальнейшей разработке проблемы воспитания данной категории детей. Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.

Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, пред­ложенная М.Б.Медведевой и Т.П.Бабич. Данная система ставит своей целью развить у глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, пред­метные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внима­ние, аналитико-синтетическую деятельность .»[15] и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

Однако, разрабатывая последовательность формирования представле­ний глубоко умственно отсталых детей о величине предметов, авторы не указали на особенности использования различных методов и приемов пе­дагогического воздействия. Кроме того, дидактическая игра является важ­ной, но не единственной формой работы по сенсорному воспитанию ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Тем не менее, по мнению исследователей, одним из важнейших подхо­дов к определению социально-трудового прогноза при выраженной умст­венной отсталости является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н.Ф.Дементьева, Н.М.Доценко, Э.В.Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические реко­мендации, касающихся работы с детьми, имеющими выраженную интел­лектуальную недостаточность, включены задачи развития сенсорно-перцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г.В.Цикото), изобразительной (А.А.Еремина), игровой (А.Р.Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей дошкольного воз­раста с нормальным и дефицитарным развитием показывает, что в настоя­щее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

1. У детей раннего и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным

ин­теллектом имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самосто­ятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания по­нимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного про­цесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы

4. В педагогике имеется система сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, однако применительно к дошкольникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью это направление воспи­тания является малоразработанным.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Контроль за движением головы
Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и "занимательными" упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на ...

Резервные возможности и особенности человека
Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества - это раскрытие возможностей человека, его психики. Реализация возмож ...

Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.
Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотрим лишь некоторые: Е. Доуан Для среднего подростка совершенно не характерны ни Д ...