Психокоррекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью социально-психологического тренинга

Психологические материалы » Межличностные отношения в медицинском коллективе » Психокоррекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью социально-психологического тренинга

Страница 1

Социально-психологический тренинг (от англ. training – воспитание, обучение, подготовка) является одним из средств коррекции, которыми обладает социальная психология. В.П. Пугачев [37 стр. 116] так определяет тренинг: «Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности. Тренинг (в отличие от обычных упражнений и аутотренинга) осуществляется под руководством квалифицированного специалиста».

Любой тренинг обязательно включает в себя ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический тренинг составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др.

Состав тренинговых групп, особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий. В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создание климата доверия, позволяющего реализовать большую с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи.

В данной экспериментальной работе используется тренинг развития мотивов межличностных отношений, разработанный группой авторов (Приложение 8). Программа тренинга предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений – осознания опасений и страхов, развития чувства эмпатии, ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков.

Поскольку данный тренинг направлен на работу с глубоко личностными проявлениями участников, он содержит упражнения, в которых они испытывают сильные чувства, и упражнения, в которых используется обратная связь. В данной программе условно можно выделить три этапа – ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами тренинга в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:

развитие доверия к окружающим людям;

осознание различных видов мотивов межличностных отношений;

развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

усвоение способов разрешения собственных проблем;

позитивное развитие мотивов межличностных отношений.

Цель программы:

Развитие и совершенствование у человека личностных ресурсов.

Задачи

Обучение приемам общения, и развития их коммуникативной культуры.

Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Реализуя цели тренинга решаются следующие задачи: развить в человеке конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

Эффективно взаимодействовать, общаться.

Справляться со стрессом и конфликтными ситуациями.

Делать выбор и принимать решения.

Материально - техническое обеспечение:

для проведения занятий необходимо просторное помещение, с наличием сидячих место по количеству участников; ватман, бумага, карандаши, ручки.

Ожидаемые результаты:

Формирование позитивной Я-концепции и усиление личностных ресурсов;

Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;

Снижение уровня агрессивности;

Формирование навыков саморегуляции.

Поскольку данный тренинг направлен на работу с глубоко личностными проявлениями участников, он содержит упражнения, в которых они испытывают сильные чувства, и упражнения, в которых используется обратная связь. В данной программе условно можно выделить три этапа – ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами тренинга в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений и коррекция конфликтности:

развитие личностных ресурсов в области коммуникативных умений и навыков;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Проблемы человеческой индивидуальности
Понятие индивидуальности (от лат. individum - неделимое) в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации. В силу сложности психоло ...

Малоформализованные методики
Теперь рассмотрим некоторые методы, которые включаются в понятие малоформализованная диагностика. Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. а) метод наблюдения Это старейший м ...

Алгоритм картины будущего
1. Определите свою цель на 5 лет вперед. 2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего: — Кем Вы будете через 5 лет? — Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование? — Каков будет Ваш ежемесячный доход? — Как Вы бу ...