Диагностика межличностных отношений в системе командообразования

Психологические материалы » Межличностные отношения в группе в процессе командообразования » Диагностика межличностных отношений в системе командообразования

Страница 2

•перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения (при низком УБВ);

•смена организационной символики и обрядности (при низком УБВ). Применение социометрического метода также позволит выявить

категорию людей малокоммуникативных и нежелательных в команде (категория «отвергаемые» по классификации Морено). Можно уточнить (или подтвердить) вхождение того или иного рабочего в указанную группу используя методику «Восприятие индивидом группы». Эта информация понадобится в первую очередь для подбора членов команды. Очевидно, что указанные сотрудники будут нежелательными элементами в команде. Поэтому их следует либо перевести на участок, где не планируется внедрение команд, либо принять меры по воздействию на их поведение в группе (обучение коммуникативным приемам, тренинг, собеседование и т.п.).

На втором этапе целесообразно выявить потенциальных лидеров команд, вокруг которых в дальнейшем будет формироваться команда. Это могут быть как менеджеры, так и рядовые исполнители. Необходимость выявления последних связана с высокой вероятностью отсутствия среди менеджеров достаточного количества лидеров (типа ШХ - реальные лидеры изменений по Дж. КаценбахуПотенциальные лидеры команд должны иметь тенденции

к обладанию следующими характеристиками:

• ориентированы на удовлетворение клиентов фирмы и ее сотрудников, а не на существующие в компании формальные показатели;

• умеют вести за собой людей и работать в команде;

• чувствуют себя комфортно в ситуациях неопределенности, устойчивы к стрессам;

• не боятся ошибаться, умеют быстро исправлять ошибки и извлекать из них уроки;

• быстро осваивают новые знания и навыки;

• не испытывают страха перед неизвестным;

• умеют устанавливать диалог с руководством компании, отстаивать свою точку зрения, добиваться необходимых для работы полномочий;

• являются хорошими коммуникаторами и обладают даром убеждения;

• справедливо распределяют вознаграждения и премии;

• обладают природным даром, позволяющим определять необходимый темп перемен.

По нашему мнению, в наибольшей степени для решения этой задачи подходит тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. В том случае, если необходим экспресс-анализ можно воспользоваться методикой КОС-2. Как показывает практика, оба метода дают достаточно высокий показатель достоверности, однако первый более объективен и разносторонен.

Необходимо провести обучение отобранных лидеров. Дать информацию о теории командной работы, привести примеры положительного эффекта работы в командах, пояснить принципы командообразования и разъяснить новые подходы в материальном стимулировании.

После выявления лидера следует приступить к комплектованию команд. Команда формируется вокруг лидера, поэтому в процессе отбора кандидатов в команду должен участвовать и выявленный лидер. При этом следует придерживаться следующих, предлагаемых нами на основе изученного опыта, рекомендаций:

• для снижения вероятности возникновения дисфункциональных конфликтов необходимо стараться, чтобы в команды входили люди с близкими нормами поведения (можно использовать для этого адаптированный вариант тестовой методики С2-сортировки Б. Стефансона или тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири);

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования
Мотивация, по признанию многих психологов, является стержнем психологии личности, обусловливает особенности и поведения, и деятельности личности. Существуют различные трактовки мотивации: побуждения к деятельности, связанные с удовлетвор ...

Понятие межличностной перцепции
Говоря о межличностном восприятии (межличностной перцепции), С.Л. Рубинштейн отметил, что люди, воспринимая как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важн ...

Понятие о способностях. Задатки и способности.
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет ...