Критерии оценки кандидатов в управленческие команды

Страница 6

Предметом анализа третьего направления исследований сплоченности является изучение условий оптимальности внутригруппового взаимодействия, нацеленного на решение стоящих перед группой задач. Это направление представлено исследованиями психофизиологической и сенсомоторной совместимости членов группы в процесс взаимосвязанной практической деятельности.

Поскольку сплоченная группа - это всегда совместимая группа, К.К. Платонов выделяет 4 вида совместимости: физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую (мы ужеупоминалиэтотфакт-В.Н.).

Физиологический уровень включает возрастно-половые особенности индивидов, темпо-ритмическую организацию индивидов, свойства нервной системы.

Психофизиологический уровень основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.

Психологический уровень предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения.

Социально-психологический уровень - это более интегрированный уровень взаимодействия, предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации.

Производственная сплоченность команды означает, что данный состав группы обеспечивать выполнение групповой функции, т.е. выполнения производственного задания. Социальная и психологическая сплоченность членов команды, выражается во взаимопонимании, терпении, доброжелательности и готовности к взаимопомощи. Таким образом, в основе сплоченности лежат интересы людей - производственные, социальные, дружеские и т.д.

Субъективные оценки членов группы, в которых отражаются когнитивные и эмоциональные процессы, обнаруживают зависимость от эффективности совместной деятельности и взаимодействия.

Взаимосвязь когнитивного и эмоционального компонентов проявляется в оценках и самооценках. Соотношения оценок и самооценок не одинаково, в зависимости от степени сплоченности группы.

В сплоченных группах оценки, даваемые другим членам группы, выше, чем те, которые испытуемые дают себе. Наоборот, в менее сплоченных группах уровень самооценки преобладает над уровнем тех оценок, которые даются другим ее членам.

Различное соотношение элементов оценочной системы говорит о неодинаковых типах межличностных отношений в группах сплоченных и несплоченных. Увеличение уровня самооценки свидетельствуют об ориентации членов группы на себя. Для членов этого типа групп другие не являются источником удовлетворения потребности в общении, а потому им даются более низкие оценки, чем самим себе. Сплоченность группы, как показатель межличностных отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в коллективе. Наряду с этим, сплоченность группы - это результат оптимальной совместимости ее членов и условие эффективности групповой работы. "Чем более сплоченная группа, тем более в ней положительных взаимных связей и наоборот".

Как показано в совместной работе Р.М. Зильбана, В.Ф. Сафина и др., в сплоченной группе ее члены меньше "угадывают" лиц, которые выбрали их для совместной деятельности. Наоборот, в менее сплоченных группах более адекватно оцениваются межличностные притяжения ее членами. Дело не только в адекватности оценок, но и в самом критерии выбора. В менее сплоченных группах ее члены осуществляют выбор при условии большей уверенности во взаимности. Члены сплоченной группы производят выбор, используя менее жесткий критерий в своих оценках. Для них взаимность выборов не является главным условием регулирования отношений. В то же время, авторы обнаружили при сравнении самооценочных и взаимных оценочных показателей большое сходство в группах сплоченных.

Изучение внутригрупповых связей, объединяющих людей, привлекает внимание многих отечественных и зарубежных ученых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Социально психологический подход к малым группам
В изучении социальных групп существуют два основных подхода — социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определ ...

Средства коммуникации.
Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется сле­дующими основными средствами: · речевыми (вербальными), · паралингвистическими (связанными с речью, но не являющиеся самой реч ...

Специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинских учреждениях
В системе профессиональной деятельности и деловых взаимоотношений, складывающихся в любом трудовом медицинском коллективе, следует различать два связанных между собой аспекта: психологический и моральный. Данные аспекты в сфере медицинско ...