V. Специфика проявления стереотипов в ситуации семейного конфликта зависит от качеств личности и ее социальной принадлежности. В исследовании обнаружена связь неконструктивных стереотипов взаимодействия и их эмоциональной составляющей со склонностью к экстрапунитивным и интропунитивным реакциям.
В стереотипах доминирования («хозяин дома») и агрессивного подавления «слабого» эмоциональная напряженность сочетается со склонностью к эктрапунитивным реакциям. В стереотипах «жертвы», подчинения «сильному» эмоциональная напряженность сочетается со склонностью к интропунитивным реакциям. В стереотипах: «непонимания», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», поиска «виновного» и «ухода» - значимых различий в экстрапунитивных и интропунитивных реакциях не наблюдается; эмоциональная напряженность при этом устойчиво фиксируется в каждом из названных стереотипов.
В исследовании показано: специфика проявления неконструктивных стереотипов зависит от социальной принадлежности личности.
На I этапе ситуации семейного конфликта большинство клиентов, независимо от их личностных качеств и социальной принадлежности, используют стереотип «непонимания».
На II этапе клиенты из группы бизнесменов и группы учителей используют, преимущественно, стереотип доминирования («хозяин дома»), а из группы служащих и группы студентов социального университета - стереотип подчинения «сильному».
На III этапе представители всех исследуемых социальных групп используют стереотипы поиска «виновного» и пристрастного отношения к «своим» и «чужим».
Но у бизнесменов и учителей поиск «виновного» сводится, преимущественно, к обвинению других членов семьи, а у служащих и у студентов социального университета - к обвинению самих себя.
На IV этапе разворачивания конфликта бизнесмены и учителя используют стереотип агрессивного подавления «слабого», а служащие и студенты социального университета предпочитают стереотип «жертвы».
На V этапе доминирующим у клиентов является стереотип ««ухода»». Формы ««ухода»» отличаются разнообразием. Индивидуальные и социальные различия при этом неустойчивы.
В целом, ситуация семейного конфликта указывает на существование аффективного комплекса отчуждения, который разъединяет партнеров и начинает существовать как «третья сила», привлекающая к себе внимание, блокирующая адекватное восприятие ситуации, снижающая возможности отрефлексировать ситуацию и разрешить конфликт. Осознание аффективного комплекса отчуждения, существующего в неконструктивных стереотипах межличностного взаимодействия супругов, побуждает человека подняться над конфликтом и переживаемыми при этом негативными эмоциями, поставить перед собой цели, избыточные по отношению к имеющейся ситуации, которые могут так или иначе изменить отношения в семье к лучшему.
Другое по теме:
Способности
Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются не одинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями их ...
Физиология речи
Одновременно речь может рассматриваться как явление физиологического порядка. Чтобы организовать нормальное речевое функционирование, требуется сложнейшая согласованная работа миллионов нейронных элементов мозга, включенных в разные его о ...
Структура, характеристики и функции мотива
Структура каждого конкретного мотива выступает как основание действия, поступка человека, Е. П, Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:
- потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;
...
Меню сайта