Типология лидерства

Страница 1

Одна из первых типологий лидерства была предложена социологом Максом Вебером. Он описал следующие типы лидеров:

· рациональный тип (человек, которому люди добровольно подчиняются);

· традиционный - подчиняются потому. Что так исстари повелось;

· харизматический тип – подчиняются под влиянием его необычайных способностей к внушению.

Под «харизмой» он понимал качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Харизма рассматривается как посланная богом или как образец. Важно, как она фактически оценивается.

В основе подчинения человека харизматическому лидеру – три базовые потребности: потребность в безопасности, потребность быть интегрированным в социальную целостность; потребность в самовыражении. Удовлетворение потребностей внешне проявляется как человеческие эмоции. Харизматический лидер опирается, прежде всего, на эмоциональный компонент. Он более всего востребован в переходную эпоху.

Курт Левин описал три типа лидерства:

· авторитарное (ориентированный на результате);

· демократическое (ориентированный на человека);

· попустительское.

К.Левин утверждал, что именно данный тип лидерства является наименее эффективным.

Характеристики данных типов лидерства достаточно популярны.

Бейлз Р. Ф.Слейтор выделили:

По внутригрупповым функциям такие типы, как :

· инструментальный лидер (способствующий достижению групповой цели)

· эмоциональный – способствующий созданию благоприятного психологического климата;

· смешанный – реализующий обе функции

Парыгин Б.Д. предлагает следующую типологию, основанную на трех различных основаниях, связанных с определением а) содержания, б) стиля, в) характера деятельности лидера.

По содержанию:

1. лидер вдохновитель, предлагающий программу поведения;

2. лидер исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

3. лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

По стилю:

авторитарный; - демократический, совмещающий в себе элементы того и другого;

По характеру деятельности:

а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

Отсюда возможно 8 стилей лидерства:

1) лидер вдохновитель (программист) – авторитарный – ситуативный;

2) лидер программист– авторитарный – универсальный

3) лидер программист – демократический - универсальный

4) лидер программист – демократический – ситуативный;

5) лидер-организатор – авторитарный –ситуативный;

6) лидер-организатор – авторитарный – универсальный;

7) лидер-организатор – демократический – универсальный;

8) лидер-организатор – демократический – ситуативный.

В современной психологии существует достаточно большое количество теорий лидерства именно в виду необычайно практической значимости данной проблемы.

Все многообразвие теорий может быть представлено в виде 3-х групп:

1.

Ситуационные теории. Лидер – как член группы, который выдвигается в процессе взаимодействия членов группы для организации группы на решение конкретной задачи. (Форверг М., Гибш Г.)

2. Теории черт лидера

К. Бэрд - основатель американской школы политической элиты в 1949 г составил список из 79 черт.

Р. Строгдилл (1948) и Р.Манн (1959) изучая качества лидеров, систематизировали их, объединив в 5 групп: - интеллект, доминирование, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела.

В последующем неоднократно проводились исследования, направленные на уточнение списка черт, определяющих предрасположенность к лидерству. Среди этих черт наиболее значимыми считаются интеллект; нравственная сила, или сила «Я»; влияние на окружающих или доминирование; целостность характера; социальная смелость; предприимчивость, отсутствие консерватизма; общительность, проницательность, эмпатия; сила воли, управление своим поведением, эмоциональная устойчивость, умение сформировать облик организации, умение хвалить).

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Сидение
Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольств ...

Основные требования Марии Монтессори
1) Надо выбирать такой материал, который бы вызвал активность и упражнения. Соответствующие предметы должны быть устроены так, чтобы давать возможность ребёнку замечать и исправлять свои ошибки самостоятельно. Только лишь при таком услови ...

Идея, методика и ход исследования
В основе нашего исследования лежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают ...