Иерархия потребностей Маслоу

Страница 2

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе, своей ценности, силы способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствием к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

5) Потребность в самоактуализации

Даже если все названные потребности удовлетворены, часто можно ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Но, по мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. Тормозящее влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно "способствующее" общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. А также сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Самоактуализация - желание людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Конкретное воплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эти потребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого - проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве.

Пути самоактуализации:

1. Предполагает, что человек отдается своим переживанием полностью, живо, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностью поглощенными. В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуализации.

2. Жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; а по другую сторону выбор, ведущий к личностному росту. Делать такой выбор значит совершить движение в сторону самоактуализации. Самоактуализация - это продолжающий процесс.

3. Самоактуализация должна существовать как самость, которая актуализируется. Человек - это, как минимум, его темперамент, его биохимические балансы. Существует самость, и прислушаться к голосу внутренних импульсов - значит дать ей проявиться.

4. Человек принимает на себя ответственность, он актуализирует себя. Смотреть внутрь себя в поисках многих ответов предполагает принятие на себя ответственности.

Выбор роста, о том, как важно прислушиваться к внутреннему голосу, о том, чтобы быть честным и брать на себя ответственность. Все эти шаги к самоактуализации, и каждый из них обеспечивает жизненный выбор. Осуществляя их человек каждый раз, когда он попадает в точку выбора, обнаруживает, что это выбор оказывается для него все более органичным.

Креативное поведение подобно любому другому поведению, определяемому множеством детерминант. Можно заметить, удовлетворен или нет, счастлив или несчастлив по натуре человек. Также понятно, что творческая деятельность может носить компенсаторный или улучшающий характер или иметь исключительные экономические цели. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некоторую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.

6) Желание знать и понимать

Приобретение знаний и систематизация вселенной рассматривались частично как прием достижения состояния базовой безопасности в мире или как проявление самоактуализации для мыслящего человека. Свобода получения информации и свобода выражения, необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Потребности знать и понимать проявляются уже в конце младенческого периода и в детстве, возможно даже сильнее, чем во взрослом состоянии. Более того, они возникают стихийно, скорее в результате развития, неужели научения.

Удовлетворение когнитивных импульсов доставляет субъективное удовольствие и его результатом становится конечный опыт. Преодоление препятствий, повсеместный характер возникновения (охватывающий весь человеческий род и различные культуры), постоянное (хотя и неустойчивое) ощутимое напряжение, необходимость удовлетворения этой потребности как обязательное предварительное условие наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей человека, спонтанное появление в начале человеческой жизни - все это характерно для базовой когнитивной потребности.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Назначение судебно-психологической экспертизы
Определяя круг гражданских дел, при судебном рассмотрении которых возможно использование психиатрической экспертизы, следует исходить из общих критериев, а именно специфики подлежащих установлению юридических фактов, содержащих медицински ...

Классификация лидеров по стилям руководства
В литературе выделяются следующие, наиболее часто встречающиеся типы лидеров-неформалов: 1. Лидер-вдохновитель - такой тип лидеров, как правило, предлагает неформальной группе свою программу действий, определяет нормы поведения 2. вну ...

Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? Дефицит мужского внимания в разведенной семье проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитическ ...