Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?
Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают сильное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого — тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия.
Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени 4—6 недель. А опросы показывают, что родители “отводят” на адаптацию не больше одной-двух недель, учителя — больше — две-три недели. Как видите, реальные сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, с толь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома с бабушкой или мамой?).
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов[5]. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и “по пустякам” обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников). Мы не случайно написали “жалуются”, это действительно так, и скорее всего эти жалобы — результат непонимания особенностей ребенка, желание видеть его таким, как все[6]. И исследователи, и родители, и учителя часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками. Эту склонность, выраженную очень сильно, называют аутизмом. Аутизм (от греч. autos — “сам”) проявляется в равнодушии к социальным контактам, в уходе в себя, в мир внутренних переживаний. Такие дети склонны также к повторяющимся действиям, к использованию собственного, изобретенного ими языка. Ребенок как бы уходит из действительности в свой собственный мир. Среди детей, страдающих аутизмом, доля неправоруких достигает 50—65%.
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
Другое по теме:
Желание и разум
Желание и разум: желание – это суть и правитель, в распоряжении которого есть множество слуг. А именно: советник по имени «разум» и рабы – практические исполнители, называемые «руки», «ноги», «глаза», «уши», «нос» и т.д.
Необходимо понят ...
Направления работы практического психолога
В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степен ...
Особенности педагогических конфликтов
Конфликт в психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сто ...
Меню сайта