Деятельность. Структура деятельности

Психологические материалы » Личность и ее категории. » Деятельность. Структура деятельности

Страница 2

Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.

Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.

Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоение.

Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать все более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполнения более простых видов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому человек относится положительно, обманутые надежды на его успешное выполнение вызывают подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задание.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Соцологические методы исследования личности.
Проведение любого социологического исследования начинается с разработки программы исследования. Программа социологического исследования представляет собой достаточно подробное изложение теоретико-методологических подходов, а также методич ...

Лидер и руководитель в формальной и неформальной структуре подросткового класса
В каждой социальной группе существует схема взаимо­действия ее членов в зависимости от положения в группе. Положение в группе определяется, в основном, статусом и набором ролей для каждого члена группы. Любая группа, даже демократического ...

Ходьба
Прежде, чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым н ...