Самочувствие личности в группе

Психологические материалы » Личность в группе » Самочувствие личности в группе

Страница 2

Рассмотрим более внимательно внутригрупповые конфликтные ситуации. Сначала представим себе типы таких конфликтов (рис. 83). Первый сверху на рисунке из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются не противоположными: один из членов группы от­носится к другому отрицательно, а второй — положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт мо­жет переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положи­тельное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно раз­решить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

Рис. 83. Типы межличностных внутригрупповых конфликтов

Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном (по­ложительном или отрицательном) отношении одного из парт­неров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вов­леченных в данную психологическую ситуацию, длительное вре­мя могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отноше­ние к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрица­тельное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаи­моотношения с другим.

Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавли­вается, так как сближение вызывает усиливающееся стремле­ние разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двой­ственное) чувство к другому, одновременно и стремится к не­му, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную пси­хологическую дистанцию, уравновешивающую противополож­но направленные силы стремления и избегания.

Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может выступить в сфере меж­личностных групповых отношений, — это фрустрация. В пси­хологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием не­удачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилага­емых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раз­дражением, тревогой, иногда — отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межлично­стных конфликтов.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различ­ной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессив­ности, регрессии (временного снижения уровня разумности интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разряд находит точку ее приложения в другом человеке, который Фистрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов из­вестным социальным психологом К. Левином совместно с Р.Баркер и Т.Дембо.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме: