Развод как социально-психологическое явление

Страница 4

Ученные высказывают предположение, что именно конфликты и дисгармония в семье, а не распад ее как таковой, являются источником отрицательного воздействия на ребенка.

Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируется в исследованиях Б.А. Титова и Л.Т. Машковой. По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка – защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу [43, с. 16]. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагополучных условиях ситуативная эмоциональная реакция страха может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недоставшего тепла [43]. Все это формирует искаженный образ «Я» и низкую самооценку ребенка.

Втянутые в ссоры родителей, дети попадают в тяжелый «конфликт лояльности». С одной стороны, как и прежде, они любят своих родителей, с другой – вынуждены опасаться, что не оправдают их ожиданий, могут потерять любовь одного из них [48].

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, который резко прерывает его развитие и может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка [7].

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Личность и типология преступников
Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление, необходим для ответа на вопросы: каким образом и почему совершено деяние данной личностью? какую ответственность должен нести конкретный преступник? какой должна быть система ...

Воззрения м.я. басова в области педагогической психологии
В 1923 г. появилась в печати книга М.Я. Басова «Воля как предмет функциональной психологии». Для педагогической психологии важнейшее значение имел развиваемый в ней тезис о регулирующей функции воли как особой форме организации психическо ...

Классификация Рубинштейна
Основными методами исследования в психологи по Рубинштейну являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение в свою очередь делится на самонаблюдение и внешнее (объективное) наблюдение Внешнее наблюдение может в свою очередь подразделяться на ...