Основные теории лидерского поведения

Лидер и лидерское поведение » Основные теории лидерского поведения

Страница 2

Преимущественное внимание со стороны руководителя к организации работы повышает уровень профессионализма подчиненных и снижает количество жалоб от них. При преимущественном внимании к проблемам персонала отмечается снижение уровня профессионализма подчиненных. Проведенные исследования позволили сделать важные выводы. 1. Большое внимание лидера к организации работы обеспечивает эффект при следующих условиях: · сильное давление, оказываемое кем-то, кроме лидера, с целью получения соответствующих результатов; · задание удовлетворяет работников; · работники зависят от лидера в получении информации и указаний, регламентирующих работу; · работники психологически подготовлены к неукоснительному выполнению инструкций лидера; · соблюдается эффективный масштаб управляемости. 2. Усиленное внимание к подчиненным и всему, что соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект в случае: · если задания являются рутинными и непривлекательными для работников; · работники предрасположены и готовы к участию в управлении; · работники должны сами научиться чему-то; · работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы; · не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками. 3. Эффективность лидерства зависит и от ряда других факторов: · организационной культуры; · используемой технологии; · моральной удовлетворенности от работы.

Американские ученые Р. Блейк и Дж. Моутон в 80-е годы прошлого века разработали так называемую решетку менеджмента. При применении этого метода внимание к человеку и внимание к производству измеряется по девятибалльной шкале.

В зависимости от того, какое значение придают менеджеры заботе о производстве и/или о людях, стили их руководства можно определить таким образом: · Стиль 9.1 – правый нижний угол решетки. Максимальная забота о производстве (9) и минимальная – о людях (1). · Стиль 1.9 – левый верхний угол решетки. Минимальная забота о производстве сочетается с максимальной заботой о людях. Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже в ущерб производственным показателям. · Стиль 1.1 – левый нижний угол решетки. Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Менеджер такого стиля предпринимает минимальные усилия, направленные лишь на то, чтобы сохранить свое место в организации. · Стиль 5.5 – середина решетки менеджмента. Соответствует теории «золотой середины», т.е. средний уровень внимания к производству сочетается со средним уровнем внимания к людям. · Стиль 9.9 – верхний левый угол решетки. Сочетает стремление к наивысшим проявлениям заботы и о производстве, и о людях. По Р. Лайкерту существуют следующие четыре основные системы лидерства (таблица 2): Таблица 2 Системы лидерства по Р. Лэйкерту

Организационные переменные Система
Эксплуататорско-авторитарная Благосклонно-авторитарная Консультативно-демократическая Основанная на участии
Уровень доверия лидера к подчиненным и его уверенности в них Не уверен в подчиненных и не доверяет им Снисходительная уверенность Значительная уверенность и доверие с желанием контролировать принятие и выполнение решений Полная уверенность и доверие во всем
Характер используемой мотивации Страх, угрозы наказания и отдельные вознаграждения Вознаграждения и в определенной мере наказания Вознаграждение, отдельные наказания и ограниченное привлечение к участию в управлении Материальное вознаграждение с учетом системы стимулирования, разработанная с участием работников в управлении
Характер влияния на подчиненных и взаимодействия с ними Слабое взаимодействие, основанное на страхе и недоверии Слабое взаимодействие с некоторым учетом мнений подчиненных, страх и осторожность у подчиненных Умеренное взаимодействие с достаточно частыми проявлениями уверенности к работникам и доверия к ним Глубокое и дружественное взаимодействие с работниками, высокая уверенность в них и доверие к ним
Концепция вознаграждения и наказания основана на положениях теории о закреплении зависимости в поведении человека от его последствий. Суть теории: если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, он стремится повторять данное поведение; если же последствия негативны, желание человека впредь вести себя аналогично будет существенно понижено. В этой концепции лидер рассматривается как человек, который управляет процессом изменения поведения подчиненных в желательном направлении. В зависимости от применения вознаграждения или наказания концепция выделяет четыре типа лидерского поведения (таблица 3): Таблица 3 Концепция вознаграждения и наказания

Изменение поведения

Изменение поведения посредством

Наказания

Вознаграждения

В связи с

ситуацией

Лидер использует жесткие меры при выполнении работы подчиненным на низком уровне

Лидер использует положительные усиления при выполнении работы подчиненным на высоком уровне

Без связи с ситуацией

Лидер использует жесткие меры независимо от того, насколько качественно подчиненный выполняет свою работу

Лидер вознаграждает подчиненного независимо от того, насколько качественно выполнена работа

Страницы: 1 2 3

Другое по теме: