Основные теории лидерского поведения

Лидер и лидерское поведение » Основные теории лидерского поведения

Страница 1

Рассматривая теории лидерского поведения, прежде всего, можно выделить изученные выше авторитарный, демократический и либеральный типы лидерства.

Характеристиками авторитарного стиля руководства являются:

· сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера;

· прерогатива в установлении целей и выборе средств достижения;

· коммуникационные потоки идут сверху вниз;

· применение угроз и оказание психологического давления на подчиненных.

К сильным сторонам этого стиля относятся:

· приверженность к оперативности и порядку;

· возможность оперативности;

· организованность.

Главная слабая сторона авторитарного стиля – сдерживание индивидуальной инициативы.

К природе демократического стиля относятся:

· делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций лидера;

· принятие решений раздельно по всем уровням управления с привлечением исполнителей;

· коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх;

· воздействие лидеров на потребности подчиненного более высокого уровня;

· обеспечение лидером нормальных условий для работы подчиненных.

К преимуществам демократического стиля относится усиление мотивации работы персонала посредством участия в управлении. К недостаткам – то, что реализация демократического стиля, как правило, требует продолжительного времени.

Природа либерального стиля руководства следующая:

· снятие лидером с себя ответственности;

· предоставление группе возможности самоуправления;

· коммуникации строятся на горизонтальной основе;

· недостаточная требовательность к нарушителям дисциплины, их неисполнительности, низкой квалификации;

· лидер находится под влиянием подчиненных.

Либеральный стиль управления позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера. В тоже время группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Либеральный стиль руководства отражает случай, который можно назвать вымиранием власти и лидерства. Подобные методы ведут к хаосу, если масса «коллективно-бессознательна». Но такой стиль руководства может быть оправдан для единомышленников, с коллективно-сознательным уровнем мышления. В основе выделения стилей руководства по условиям исследования ученых университета штата Огайо (США) выделены две переменные: внимание к подчиненным и внимание к организации работ[5].

В ходе исследований установлена очевидная истина, что более эффективны лидеры, которые уделяют достаточно внимания одновременно и подчиненным, и организации работы (см. таблицу 1):

Таблица 1

Стиль руководства по исследованиям ученых университета штата Огайо (США)

Внимание к

подчиненным

Внимание к организации работы

Низкое

Высокое

Высокое

Лидер уделяет меньше внимания структурированию заданий работников, больше занимается удовлетворением их потребностей и желаний.

Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, уделяя одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с работниками

Низкое

Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий для установления наилучших отношений с работниками

Лидер уделяет основное внимание структурированию работы и всему, что с ней связано, но почти не удовлетворяет нужды и желания работников

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
Изучение личности всегда должно проводиться практическими работниками и не может быть выполнено без освоения ими специальных методов изучения личности в специфических условиях процессуальной деятельности. В соответствии с этим юридической ...

Анализ и обсуждение результатов
В результате экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности, под которой подразумевается преднамеренное вербальное или невербальное использование спонтанного юмора в ходе социальных взаимодействий [11], мы получили три групп ...

Специфика трудовой деятельности и межличностных отношений в медицинских учреждениях
В системе профессиональной деятельности и деловых взаимоотношений, складывающихся в любом трудовом медицинском коллективе, следует различать два связанных между собой аспекта: психологический и моральный. Данные аспекты в сфере медицинско ...