Обогащение словарного запаса.

Культура и искусство речи » Обогащение словарного запаса.

Страница 2

Упражнение 1. Произнесите четко сочетания всех согласных алфавита с гласными — А, Э, О, У, Ы, И. Например, Ба, Бэ, Бо, Бы и т.д. Не забывайте при этом о правильном речевом дыхании. Опору звука делайте на диафрагму. Стремитесь к тому, чтобы звуковые сочетания произносились «округленно», то есть нерезко.

Упражнение 2. Если вы нечетко произносите какой-либо звук, скажем [Р], то включайте в артикуляционную гимнастику сложные звукосочетания с этим звуком, например, эра, эрэ, эро и т.д.

Упражнение 3. Для тренировки звуков можно использовать пословицы, поговорки. Произносить их надо четко, осмысленно. Полезными могут быть следующие фразы: бык тупогуб; тупо-губенький бычок; у быка бела губа была тупа; стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком; на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова; сшит колпак не по-кол-паковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и другие.

При произнесении скороговорок, фразеологизмов не забывайте о правильном речевом дыхании.

Развитие языковых качеств в ходе подготовки к выступлению и общению.

Большое значение для повышения культуры ДО имеет целенаправленная работа с текстами будущих выступлений.

В этот период возможно комплексное совершенствование всех ее показателей.

Методическими рекомендациями к этой работе могут служить следующие практические действия [7, c.223]:

1. Напишите полностью текст будущего выступления с учетом требований к устной речи.

2. Исправьте речевые ошибки и недостатки, которые вы обнаружили в тексте.

3. Произнесите несколько раз, стараясь не заглядывать в написанный текст, будущую речь. Если есть возможность, обязательно ее запишите на магнитофонную ленту.

4. Прослушайте запись. Окончательно доработайте в содержательном и языковом отношении свое выступление.

5. Поставьте в окончательном варианте текста ударения, выделите буквы в словах, в которых вы можете допустить ошибки. Запишите на полях текста значения терминов, которые предполагаете разъяснить аудитории. Определите удобными для вас значками слова, словосочетания и фразы, несущие основную смысловую нагрузку, чтобы во время общения с аудиторией не забыть выделить их интонацией.

На технологию развития культуры делового общения большое влияние оказывает морально-психологический климат коллектива. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Морально-психологический

климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И, наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально- психологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста
Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста, являющиеся предпосылками девиантно-криминального поведения, рассматриваются нами с позиций, представленных в работах А.И. Личко, Д.И. Исаева, Р.В. Овчаровой, С. Чесс и А ...

Периодизация возрастного развития
Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития. Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не з ...

Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций ...