Обогащение словарного запаса.

Культура и искусство речи » Обогащение словарного запаса.

Страница 2

Упражнение 1. Произнесите четко сочетания всех согласных алфавита с гласными — А, Э, О, У, Ы, И. Например, Ба, Бэ, Бо, Бы и т.д. Не забывайте при этом о правильном речевом дыхании. Опору звука делайте на диафрагму. Стремитесь к тому, чтобы звуковые сочетания произносились «округленно», то есть нерезко.

Упражнение 2. Если вы нечетко произносите какой-либо звук, скажем [Р], то включайте в артикуляционную гимнастику сложные звукосочетания с этим звуком, например, эра, эрэ, эро и т.д.

Упражнение 3. Для тренировки звуков можно использовать пословицы, поговорки. Произносить их надо четко, осмысленно. Полезными могут быть следующие фразы: бык тупогуб; тупо-губенький бычок; у быка бела губа была тупа; стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком; на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова; сшит колпак не по-кол-паковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и другие.

При произнесении скороговорок, фразеологизмов не забывайте о правильном речевом дыхании.

Развитие языковых качеств в ходе подготовки к выступлению и общению.

Большое значение для повышения культуры ДО имеет целенаправленная работа с текстами будущих выступлений.

В этот период возможно комплексное совершенствование всех ее показателей.

Методическими рекомендациями к этой работе могут служить следующие практические действия [7, c.223]:

1. Напишите полностью текст будущего выступления с учетом требований к устной речи.

2. Исправьте речевые ошибки и недостатки, которые вы обнаружили в тексте.

3. Произнесите несколько раз, стараясь не заглядывать в написанный текст, будущую речь. Если есть возможность, обязательно ее запишите на магнитофонную ленту.

4. Прослушайте запись. Окончательно доработайте в содержательном и языковом отношении свое выступление.

5. Поставьте в окончательном варианте текста ударения, выделите буквы в словах, в которых вы можете допустить ошибки. Запишите на полях текста значения терминов, которые предполагаете разъяснить аудитории. Определите удобными для вас значками слова, словосочетания и фразы, несущие основную смысловую нагрузку, чтобы во время общения с аудиторией не забыть выделить их интонацией.

На технологию развития культуры делового общения большое влияние оказывает морально-психологический климат коллектива. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Морально-психологический

климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И, наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально- психологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
1.Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, ...

Значение и структура педагогической психологии
Объект педагогической психологии – человек. Предмет – механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, зако ...

Четыре четверти, или путь к идеальному темпераменту
Консультирует Лариса Геннадьевна Скоробогатова, Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей Темперамент нельзя изменить, но можно научиться его контролировать В массовом сознании су ...