Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики

Страница 2

В ФРГ после многолетней борьбы удалось только в 1957 г. принять т. н. закон о картелях. Контроль за слиянием фирм появился лишь в 1973 г. С помощью этого "Основного закона рыночной экономики" Федеральное ведомство по надзору за картелями в Берлине при содействии земельных ведомств следит за ситуацией во всех федеральных землях. Действующее картельное право принципиально запрещает соглашения, ограничивающие конкуренцию. В отдельных случаях некоторые картели получают право на существование. Например, объединения средних предприятий, образованные с целью отстоять себя в конкуренции с большими предприятиями. Но и они во избежание злоупотреблений подлежат контролю.

Классический предприниматель объединял в одном лице и собственника, и управляющего. Однако развитие и усложнение производства привело к разъединению этих функций, и появился особый класс менеджеров и управляющих со специфической психологией, особенности которой определяются тем, что, в отличие от собственника, менеджер является "человеком организации" и, следовательно, довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных любой организации и придающих ей бюрократический характер. Иногда менеджеры не хотят мириться с ограничивающими их рамками и пытаются действовать по-своему, то есть проявляют инициативу, изобретают новые способы решения старых задач, предлагают новые пути развития организации и т.д. В таких случаях менеджер в своей деятельности уподобляется предпринимателю. В этой связи на Западе появился даже новый термин - intrapreneurship, который можно перевести как "внутреннее предпринимательство", т.е. предпринимательство, осуществляемое менеджером внутри организации.

Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду прежде всего предпринимателей-производителей, "организаторов производства", а не спекулянтов-перекупщиков. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых - желание быстро и легко обогатиться.

5. Психология ответственности предпринимателя в экологической сфере

Этика предпринимателя - это нормы поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Исходя из этого определения, можно сформулировать постулаты профессиональной деятельности предпринимателя (этический кодекс предпринимателя).

Цивилизованный предприниматель:

убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся вместе с ним реализовывать себя;

верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признает необходимость конкуренции, но понимает необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность - как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку и технику, информатику, культуру;

стремится к нововведениям

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Образ “я”
По мнению А. Е. Личко характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободится из под опёки и контроля со стороны родителей и взрослых. Подросток стремится не столько противостоять взро ...

Идея, методика и ход исследования
В основе нашего исследования лежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают ...

Особенности мышления
"В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное ...