Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики

Страница 1

Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы.

Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, который централизованно планирует и определяет все сверху. Вторая система строится на утверждении, что существуют миллионы честолюбивых и эгоистичных людей, у которых лишь одна цель - выгода. Национал-экономист Адам Смит в 1776 г. описал то, что происходит в этом случае, следующим образом: "Ими управляет невидимая рука, заставляя идти к цели, о которой они и не мыслили. Служа своим интересам, они способствуют всеобщему благу значительно эффективнее, чем они намеревались".

"Невидимая рука" - это конкуренция. Она следит за тем, чтобы ни один предприниматель долгое время не мог получать неоправданные прибыли.

Последователей Смита современники называли либералами. Они были так очарованы своей идеей, что советовали государству не вмешиваться в экономические процессы.

В силу известных идеологических положений, господствовавших в нашем обществе, проблемы предпринимательства в отечественной психологии практически не изучались.

Несмотря на давний и постоянно растущий интерес ученых к проблеме предпринимательства, пока не существует общепринятого определения этого вида деятельности.

Для экономиста предприниматель - это тот, кто берет ресурсы, труд, материалы и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. При этом он также осуществляет какие-то перемены, внедряет новшества и создает новый порядок деятельности. Для психолога это человек, который находится под влиянием определенных сил, таких как потребность получить что-то или достичь чего-то, потребность экспериментировать и добиваться цели или, может быть, стремление избежать подчинения власти других.

Основателем системы социально-ориентированной экономики является Альфред Мюллер-Армак. Однако в политическую практику ее ввел Людвиг Эрхард, которого по праву чтят как создателя немецкого "экономического чуда". Этот особый экономический строй отличают в основном две идеи: во-первых, требование, чтобы государство создало основные условия для экономики, в остальном оно не должно вмешиваться в экономическое развитие. Во-вторых, правило, заложенное, например, в конституции Германии: "Собственность обязывает. Ее использование должно также служить всеобщему благу".

В принципе социально ориентированная рыночная экономика предполагает рынок, гарантирующий достаточное количество товаров по доступным ценам. Конкуренция между предпринимателями способствует экономическому, техническому и социальному прогрессу.

Но здесь государство сохранило за собой право на вмешательство. Если возникает опасность, что конкуренция между предпринимателями ослабнет (например, в результате договоренности или объединения), то государство должно вмешаться и помочь восстановить конкуренцию.

Свободная конкуренция, которая в условиях рыночной экономики призвана обеспечивать человека товарами и услугами в оптимальных количествах, базируется на странном противоречии: с одной стороны, экономическая система, основывающаяся на получении прибыли и извлечении личной выгоды, не только оправдывается, но и принимается как законный мотив предпринимательства. С другой - как раз конкуренция между предпринимателями должна способствовать тому, чтобы никто не назначал сверхвысокие цены и не получал длительное время слишком высоких прибылей.

Конкуренция предполагает, что может быть много производителей одного и того же товара, которые соревнуются друг с другом. Они, однако, собраться и договориться о том, чтобы не составлять друг другу конкуренции при назначении цен. Появляется ценовый картель. Самый известный пример обоих видов картеля - организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологическая структура школьного класса
В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно ...

Осознание проблемной ситуации - начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения
В развернутом процессе мышления в ходе решения сложной задачи, которую нельзя определить однозначным алгоритмом, можно выделить несколько основных этапов или фаз. Начало мыслительного процесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже э ...

Кризис середины жизни
Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда». Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати ле ...