Механизмы развития мотивации в подростковом возрасте

Психологические материалы » Механизмы развития мотивации в подростковом возрасте

Изучение мотивации является традиционной проблемой общей психологии. Известны классические (психоанализ, школа К.Левина, гуманистическая психология, теория деятельности, когнитивные теории, факторный подход, работы по психологии установки и др.) и современные исследования механизмов формирования и развития мотивационной сферы (В.Г.Асесв, И.А.Васильев, В.К.Вилюнас, В.А.Иванников, М.Ш.Магомед-Эминов, Д.МакКлелланд, Х.Хекхаузен, Ж.Нюттен, Дж. Аткинсон). Отдельной ветвью психологических исследований является изучение мотивации в различных видах деятельности: познавательной (школа О.К.Тихомирова), в том числе учебной (школа Л.И.Божович, А.К.Маркова), творческой (А.Маслоу, К.Роджерс, М.Г.Ярошевский, П.М.Якобсон, T.Amabile), трудовой и др.

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. «Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» пишет Б.Ф.Ломов.

Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» в данном тексте мы будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Довольно часто психологи в своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю – экстринсивную и внутреннюю – интринсивную. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Другое по теме:

Классификация лидеров по стилям руководства
В литературе выделяются следующие, наиболее часто встречающиеся типы лидеров-неформалов: 1. Лидер-вдохновитель - такой тип лидеров, как правило, предлагает неформальной группе свою программу действий, определяет нормы поведения 2. вну ...

Обеспечение готовности к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотив ...

Лидерство как объект философских и социально-психологических исследований.
Лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом. В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффекти ...