Лидер и классный руководитель

Психологические материалы » Лидер и классный руководитель

Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем. Одна из граней этой проблемы – взаимодействие и взаимоотношения лидера с классным руководителем. Дальнейшая жизнь подростка потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха. В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. И взаимоотношения с руководителем займут не последнее место в жизни вчерашнего подростка.

Современная психология выделяет официальную и неофициальную структуру взаимоотношений в коллективе. Официальная структура представляет собой систему позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В современном школьном классе это могут быть какие угодно должности. Например, командира, председателя. В нашем исследовании – это президент.

В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена. В подростковом возрасте различные позиции в классе выделяются особенно рельефно. В этом возрасте дети отчетливо понимают, что официальные и неофициальные руководящие, лидирующие позиции не совпадают.

Исследование этой проблемы имеет психолого-педагогический смысл. Педагогу, выступающему в роли классного руководителя, необходимо знать эффективные способы воздействия на весь классный коллектив. Давно выяснено, что наибольшее социализирующее влияние взрослый может оказать на коллектив через его лидера. Но остаются не вполне ясными условия эффективного взаимодействия и взаимоотношений лидеров класса и классного руководителя. Выявлению параметров эффективных взаимоотношений и посвящена наша работа.

Другое по теме:

Фундаментальные положения теории А. Маслоу
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является ...

Этико-психологический анализ взаимоотношений в сфере экономики
Вопрос о том, как лучше всего наладить снабжение людей товарами, обсуждается уже не одно столетие. Здесь возможны две полностью противоположные системы. Первая предполагает наличие мудрого, справедливого, всезнающего руководителя, которы ...

Теория защитных механизмов
В современной психологической литературе могут встречаться различные термины, касающиеся феноменов защиты. В самом широком смысле защита – это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность. В меди ...