б) корыстно-служебная подгруппа преступников (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогания взяток);
в) воры - лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);
г) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т.п.).
2. Преступники с антисоциальной Корыстно-насильственной направленностью - лица с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи, разбойные нападения).
3. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью - лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:
а) хулиганы;
б) злостные хулиганы;
в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;
г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности, - убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.
Наряду со степенью десоциализации, дефектами ценностной направленности следует различать личность преступника-индивидуалиста и личность преступника - члена преступной группы. В последнем случае существенным криминально значимым признаком преступника являются его групповой статус, ролевая функция в преступной группе.
Каждый из приведенных типов преступников имеет своеобразную "схему личности" - специфику потребностно-мотивационной направленности, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и инструментально-поведенческих свойств.
Анализируя личность преступника через его тип, юрист выявляет степень социальной дезадаптации и ориентационно-поведенческую схему личности преступника.
Итак, личность преступника - совокупность негативных социально значимых качеств преступника, проявляющаяся в конкретном преступном деянии. Качества личности виновного должны быть рассмотрены с точки зрения их иерархической структурированности. И здесь на передний план выдвигаются как общая ценностно-ориентировочная схема личности, так и психологические особенности отдельных категорий преступников[3].
Другое по теме:
Страх как результат научения и опыта.
Причиной страха, основанного на опыте, является узнавание предметов и лиц, которые ранее вызвали неприятные впечатления. Описание процессов научения культурным детерминантам страха дает К. Рэчмен (Rachman,1974). Традиционной в объяснении ...
Психодиагностическое исследование.
Психодиагностика – метод психологического исследования. На его основе проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Выявив их особенности у достаточного количества испытуемых, появля ...
Лидерство и руководство в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема ...



Меню сайта