Развитие основных движений

Страница 1

В первые месяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать и отпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними.

Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие оптико-кинестетических восприятий, т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов. Упражнение и развитие двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенка разнообразные движения.

В четыре-пять месяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессируют тактильная чувствительность и кинестезия, т. е. осязательная и двигательная чувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. Однако в дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единство зрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа и опосредования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячего ребенка в сидячее положение, обеспечивающее лучшие условия для координации руки и глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. У слепого же отсутствие координирующей и корригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.

Именно отсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рук слепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствие отсутствия зрения ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы его схватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследовать осязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становление координации "рот — рука" или "рука — рука".

Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.

Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие.

Лежа на спине в кроватке, ребенок с недостатками зрения не может ничему научиться. Он настолько нетребователен, что занятая мать может оставлять его одного до тех пор, пока ребенок доволен. Между тем проходит несколько месяцев, и у родителей возникает тревога из-за того, что малыш не прогрессирует в своем развитии, как это происходит со зрячим ребенком. В связи с этим очень часто слепой ребенок семи, а порой и восьми месяцев неспособен держать голову, игрушку в руке просто потому, что родители не знали, что они должны были его этому научить.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация хара ...

Иерархическая модель мотивации приближения и избегания.
Два рассмотренных выше подхода к мотивации достижения отражают существующие сейчас пути осмысления вообще проблемы мотивации. Недавно ученые предложили концепцию, объединившую два этих подхода. В результате стремление к достижению раздели ...

Осознание проблемной ситуации - начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения
В развернутом процессе мышления в ходе решения сложной задачи, которую нельзя определить однозначным алгоритмом, можно выделить несколько основных этапов или фаз. Начало мыслительного процесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже э ...