Описание и обоснование выбора методов исследования

Психологические материалы » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Описание и обоснование выбора методов исследования

Страница 2

Методика «Потребность в достижении» разработана Ю.М. Орловым. Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф.Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными. Методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 предложения, с которыми испытуемым надо было согласиться или нет. Тест выявлял степень выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех. По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку. Чем больше испытуемый в сумме набирал баллов, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях [5]

Методика «Мотивация обучения в вузе» предложена Т.И.Ильиной. при создании данной методики автор использовал ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опроснике, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован Е. Ильиным без изменения смысла [12].

Для статистического подтверждения полученных данных использовался метод математической обработки U-критерий Манна-Уитни

[13]. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками, когда n1, n2 ³3 или n1 =2, n1 ³ 5 и является более мощным, чем критерий Розенбаума.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Психофизиологические факторы долголетия
По данным ВОЗ, не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, 20% приходится на наследственность, 20% - на экологию, 10% - на медицинскую помощь. Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно ...

Наиболее распространенные тесты для исследования личности
1. Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Эксперимента ...

Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Предметом каждой науки является то специфическое, что она, в отличие от других отраслей знаний, изучает, исследует. Каждый знает, что психология изучает человека. Но его изучает не только психология. Человек является общим объектом познан ...