Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. В тоже время эффективность использования отдельного работника зависит не только и не сколько от его способности выполнять требуемые функции, сколько от «прилежания», с которым эти функции выполняются. Одного умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации. Только сочетание сильной трудовой мотивации и профессионального мастерства обеспечивают достижение результата.
Известны процессные и содержательные теории мотивации. Рассмотрим их [11].
Процессные теории мотивации
объясняют выбор поведения способного привести к желательным результатам. Сюда относятся:
§ теория ожидания
§ теория подкрепления
§ теория справедливости
Теория ожидания
В. Врума утверждает, что человек прикладывает усилия для осуществления тех действий, которые:
§ приведут к удовлетворению его потребности;
§ имеют наивысшую, по его мнению, вероятность успеха [по 11].
Другими словами, прежде чем совершить что-либо, человек оценивает привлекательность каждого возможного результата для себя и уровень усилий, которые необходимо затратить для его достижения. Если результат не имеет ценности для человека – он не приложит особых усилий для его достижения, и, наоборот, при высокой значимости результата человек затратит большие усилия для его достижения [по 11].
Теория справедливости
Дж. Адамса утверждает, что в основе трудового поведения человека лежит стремление к справедливой оценке со стороны организации его усилий (по сравнению с оценкой усилий других сотрудников). Иными словами, люди озабочены, прежде всего, тем, как их соотносят с коллегами. Каждый человек сравнивает соотношение собственных усилий с результатами (оценкой со стороны организации) с тем же соотношением своих коллег и делает вывод о справедливости или несправедливости, корректируя или оставляя неизменным свое трудовое поведение на основании этого вывода [там же].
Объединив эти две теории, мы получим некую систему, которая получила название модели Портера Лаулера. Согласно этой теории, результаты деятельности зависят от приложенных усилий и способности самого работника. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью в справедливости вознаграждения [там же].
Результат в данном случае зависит от 3 переменных:
1. затраченные усилия:
- ожидаемая ценность вознаграждения
- ожидаемая справедливость вознаграждения;
2. способности и особенности человека;
3. осознание своей роли в процессе труда;
Но в целом, само ощущение ценности вознаграждения зависит от ощущения её справедливости.
Теория подкрепления
(Л. Ричард и др.)
утверждает, что изменение поведения человека может достигаться путём подкрепления его желательных проявлений и игнорированием нежелательных. Она основана на выделении желательных видов поведения и их подкреплении, и базируется на следующих положениях:
Любое поведение имеет последствия, которые могут быть положительными, отрицательными или нейтральными (нулевыми);
Поведение - это функция его последствий:
«+» - увеличивают вероятность данного вида поведения;
«- » - уменьшают вероятность данного вида поведения;
«0» - ведут к медленному уменьшению вероятности данного вида поведения.
Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения. Выделяют четыре основных типа подкрепления: позитивное подкрепление, отказ от нравоучений, наказание и угасание. Каждый тип подкрепления является реакцией менеджмента на поведение работника, которое представляется желательным либо не должно повториться. Различные типы подкреплений представлены на схеме 1 [44].
Другое по теме:
Модели (виды) этнических конфликтов
Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:
1. Конфликты между этнической группой (группами) и го ...
Правила синхронизации мозговых волн
Человеческий мозг имеет свои собственные резонирующие частоты. Норма, когда мы закрываем глаза, и визуальная зона коры головного мозга, находящаяся в задней части мозга, (затылочная область) производит альфа ритм. Количество производимых ...
Аккультурационный стресс
Кросс-культурный подход предполагает описание социальных структур, процессов и институтов в наиболее широких категориях. Существует несколько основных путей влияния культуры на здоровье, для рассмотрения которых удобно использовать теорет ...



Меню сайта