Понятие мотивации в современной психологии

Страница 9

Компоненты потребностного блока должны объяснить, почему у человека возникло побуждение что-то сделать; «внутреннего фильтра» – почему это побуждение стало реализовываться именно так (или почему субъект отказался от удовлетворения потребности); целевого – для чего совершается данное действие или поступок, каков их смысл.

В каждом конкретном случае мотив строится из сочетания этих компонентов, выступающих в роли кирпичиков. При этом в мотив данного поступка или деятельности могут входить один – два компонента из каждого блока либо только из первого и третьего (если задача удовлетворения по­требности проста). Следовательно, набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство структуры мотивов у двух лиц не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, интересы, ценности, самооценка и т. п.

Как видим, это описание борьбы мотивов практически полностью укладывается в предложенную мной схему процесса мотивации и сводится к борьбе желаний, побуждений, целей, способов действия, т. е. компонентов мотива. Таким образом, по существу борьба идет внутри мотива, а не между мотивами.

По мнению Е.П. Ильина, если за мотив принимать только установку или влечение, то он может рассматриваться как неосознаваемый или плохо осознаваемый [17]. Но если установку и влечение считать компонентами мотива, то неосознанными или плохо осознанными могут быть лишь отдельные его составляющие, а не мотив целиком. Как уже говорилось ранее, и нужда, и цель, и причины выбора цели, и пути их достижения осознаваемы. В.С. Мерлин справедливо подчеркивал, что действия человека определяются главным образом сознательными целями [24]. По­этому мотив – это сознательно, преднамеренно сформированный и, как правило, вербализованный побудитель активности человека (недаром К. Обуховский определяет мотив как вербализацию цели и программы) [по 27].

В то же время возможны случаи, когда не требуется осознания всех компонен­тов мотива, например, при совершении привычных стереотипных действий. В этом случае многие его компоненты – особенно из блока «внутреннего фильтра» – скорее подразумеваются, чем осознаются. Например, отвечая на вопрос: «Почему ты помог товарищу?» – на поверхности сознания часто оказывается компонент мотива, отражающий оценку ситуации: «Ему плохо», «Одному трудно», «Больше некому», «Никто больше не хотел это делать». Конечно, в этих случаях оценка ситуации стала поводом для проявления недекларируемой нравственности.

Итак, подводя итог, мы можем определить мотив как сложное психологическое интегральное образование, включающее в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, а мотивацию как сознательное формирование мотива в качестве первой ступени преднамеренного (волевого) акта.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Другое по теме:

Контроль за движением головы
Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и "занимательными" упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на ...

Психотерапевтическая помощь семье
Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помо ...

Подход с позиции личных качеств
Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической ...