Парадигма управления в организации

Страница 1

Современная жизнь России характеризуется существенными изменениями, обусловленными созданием демократических устоев и переходом к рыночной экономике. Однако данные перемены, имея очевидные преимущества, на практике тормозятся целым рядом факторов, большинство из которых базируются на недостатке опыта управления в конкурентной среде. Одним из наиболее важных этапов на пути разрешения подобного рода противоречий является комплексное исследование и системный анализ организационных условий, в которых осуществляет свою деятельность современный менеджер.

Существующие на предприятии условия, характеризуются большим разнообразием и включают в себя производственные, финансово-экономические, информационные, социально-психологические компоненты. Последний из них относится к предметному полю исследований психологической науки. В литературе встречаются различные взгляды на вопрос о том, что именно относится к социально-психологическим характеристикам предприятия, при этом упускается из вида комплексный характер процессов, происходящих в организации. Включение же в поле исследования феномена "парадигма управления" дает возможность наиболее полного и всестороннего изучения социально-психологической реальности организационной жизни.

Комплексно понятие "парадигма" разработано американским исследователем Томасом Куном. Опираясь на его учение, парадигму управления (ПУ) следует определить как исходное ценностно-целевое образование, соединяющее воедино организацию на каждом этапе ее существования. С точки зрения системного подхода ПУ имеет сложную структуру, которая включает в себя:

1) ядро (внутренний уровень) - организационные ценности, характеризующиеся относительной устойчивостью, социальной обусловленностью, общепринятостью. Они определяют видение проблем, их значимость, выбор способов решения задач. Опираясь на взгляды Д.А. Леонтьева, можно сказать, что организационные ценности, образующие ПУ, характерную для определенной организации, формируются на основе личностных ценностей, действующих в ней субъектов управления (менеджеров), они имеют общее генетическое происхождение, а значит схожие характеристики и закономерности развития;

2) инструментальная матрица (внешний уровень) представляет собой систему практических предписаний для сотрудников. Это достаточно формализованный компонент, который осознается и легко вербализуется. С его помощью организационные ценности транслируются во внутреннюю и внешнюю среду. Данный уровень имеет сложную структуру: смысловой элемент - организационная культура (ОК); целевой элемент - система мотивирования (СМ); исполнительский элемент - принятая модель организационного поведения (ОП); поддерживающий элемент - концепция обучения и развития персонала (КОР).

Как показало эмпирическое исследование, проведенное на пяти предприятиях Нижегородского региона в 2003 - 2010 гг., качественное своеобразие обозначенных компонентов ПУ и их взаимосвязей образуют четыре типологических комплекса - клановый, бюрократический, новаторский и деловой, - которые имеют статистически значимые отличия по U-критерию Манна-Уитни (табл.). Каждый из них формирует на предприятии определенные социально-психологические условия ("социальную ситуацию развития").

Как и любая система, ПУ находится в постоянном развитии, в котором можно выделить четыре ключевых этапа (рис): кризис, революция, зарождение и закрепление нового типа ПУ. Исходя из результатов проведенного исследования, можно говорить о циклическом характере этапов развития ПУ, которое осуществляется на качественно своеобразных основаниях. Это процесс диалектического перехода осознанного в бессознательное, пассивного отношения в активное, а также смена фаз ценностного принятия и отторжения.

Заключение

1. Установлено, что социально-психологические условия, характеризующие организацию, представляют собой единое ценностно-целевое образование - парадигму управления, - которая является сложноорганизованной системой, состоящей из внутреннего (ценностного) и внешнего (инструментального) уровней. Качественное своеобразие входящих в ПУ компонентов и их взаимосвязей образует четыре типологических комплекса, для которых характерно диалектическое развитие.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Механизмы "срабатывания" вытеснения и его функции
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы пр ...

Классификация малых групп
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допу ...

Нарушение речи
Афазия – потеря способности говорить вследствие потери речевых зон головного мозга. При афазии больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. С функцией речи в основном связаны левая вис ...