Природа и причины конфликта

Страница 1

При анализе межличностных конфликтов можно использовать подход, предложенный В. Линкольном, выделяющим причины конфликтов, которые подразделяются на пять основных видов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

1. Информационные причины связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. Информационными причинами могут быть:

- неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;

- слухи, невольная дезинформация;

- преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;

- ненадежность источников информации или данных;

- неточность переводов и сообщений в средствах массовой информации;

- нежелательное обнародование информации;

- некорректная интерпретация использованного языка;

- спорное толкование вопросов законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п.

2. Поведенческие причины – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях типичными поведенческими причинами, вызывающими конфликтные ситуации являются:

- стремление к превосходству;

- проявление агрессивности;

- проявление эгоизма;

- угроза личной безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);

- подрыв личной самооценки;

- неоправдание положительных ожиданий, нарушение обещаний;

- дискомфортное окружение работника;

- непредсказуемое поведение.

3. Причины отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими причинами отношений являются:

- вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;

- важность отношений для каждой из сторон;

- совместимость ценностей сторон, их поведения, личных или

профессиональных целей и личного общения;

- различия в образовательном уровне, классовые различия;

- история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;

- ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

4. Ценностные причины связаны с принципами, которые провозглашаются или отвергаются, которых придерживаются стороны и которыми пренебрегают, о которых забывают или сознательно и даже намеренно нарушают.

Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они

обычно описываются как:

- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

- групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;

- способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;

- религиозные, культурные, региональные и политические ценности;

- традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем;

- способы и методы оценки уместности, эффективности, справедливости, практичности, реалистичности; отношение к прогрессу или переменам, сохранению старого статус-кво.

5. Зафиксированные причины – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от желаний сторон, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших материальных, физических, интеллектуальных и других ресурсов. Это, например, такие причины, как закон, возраст, ранги сторон, фиксированные даты, технологически необходимое время, доходы, доступность техники и других средств.

В реальной жизни «чистые», т.е. обусловленные только одной группой причин, конфликты, как правило, встречаются крайне редко.

Типы конфликтов

Ниже приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.

Внутриличностный конфликт

Бывает, что человек формирует реально недостижимые или несовместимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты, понимаемые как борьба между конкурирующими мотивационными тенденциями, одна из которых создает у человека положительное отношение к цели, стремление приблизиться к ней, а другая – отрицательное отношение, стремление ее избежать.

Существуют следующие типы внутриличностных конфликтов:

конфликт реакций типа «приближение-приближение», когда субъект, подобно Буриданову ослу, никак не может выбрать один из двух страстно желаемых им предметов;

конфликт типа «избегание-избегание», когда человек хотел бы избежать и Сциллы, и Харибды;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Деятельность как основание личности
Глав­ная за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы вы­явить дей­ст­ви­тель­ные «об­ра­зую­щие» лич­но­сти — это­го выс­ше­го един­ст­ва че­ло­ве­ка, из­мен­чи­во­го, как из­мен­чи­ва са­ма его жизнь, и вме­сте с тем со­хра­няю­ще­го свое по­сто­ян ...

Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
Команды в последнее время стали рассматриваться как важнейший групповой феномен в организациях, они становятся более популярными в результате развития передовых информационных технологий, а также повышения внимания к системе комплексного ...

Речь как феномен человеческой коммуникации
Речь человека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, как предмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (нам кажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологичес ...