Модели порождения речи.

«Коммуникативные» модели»

В последние два десятилетия активно развивается так называемое прагматическое направление в психолингвистике. При этом речь рассматривается вплетенной в процесс коммуникаций, а модели порождения речи как подчиняющиеся требованиям речи коммуникативного процесса.

Большое внимание здесь уделяется так называемым «дискурсивным словам», которые сообщают об интенции начать, продолжить или закончить диалог, вводят собеседник в контекст, выражают отношение к тому, что говорится (Киселева, Пайар, 1997). Исследователи, придерживающиеся данного подхода, опираются на несколько важных принципов.

Во-первых, речь (или дискурс) понимается как «форма целенаправленного, соотнесенного с партнером и обстановкой вербального поведения, обеспеченного сложной системой знаний» (Павлова, 2000). Подчеркивается, что речь нельзя рассматривать вне реальных жизненных ситуаций и вне социального поведения людей. Во-вторых, большое внимание уделяется интенциональным аспектам речевых коммуникаций. Активно исследуется выражение или скрытие в речи интенций говорящего и с связанных с этим речевых планов. В третьих, большая роль в рамках этого подхода отводятся процессам антиципации. Речевой механизм рассматривается как «сложная система с элементами опережения и обратной связи» (Ушакова,1979). Опережение предполагает, с одной стороны, «некоммуникативную антиципацию» как фазу, предваряющую формирование внешней речи; с другой стороны, можно выделить и «коммуникативную антиципацию» как предвосхищения реакций собеседника.

Речепорождение включает три основных блока: восприятие речи, ее произнесения и центральный смыслообразующий блок. Центральный блок разбит на функциональные уровни, которые обеспечивают операциональный анализ и построение речи в различных коммуникативных ситуациях. Работа уровней связана с переходным речемыслительным механизмом, который в свою очередь связан с переходным речемыслительным механизмом, который в свою очередь связан с другими ментальными структурами.

Последние включают знания о мире и личностные характеристики. К этим же структурам относится эвристические (мыслительные) операции и управляющий метакогнитивный механизм.

Речь у детей

Обычно к концу первого – началу второго года жизни у детей появляются звукокомплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские слова. Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Эти слова отличаются от лепета «осмысленностью».

Факты, характеризующие раннюю детскую речь, открывают многие стороны скрытых причин и механизмов ее развития. Первое, что привлекает внимание, – этап начального спонтанного развития, развития, строящийся преимущественно на тех ресурсах, с которыми новорожденный является на свет. Общие схемы развертывания генетической программы по одинаковым правилам перекрывают здесь проявление различных сфер: двигательной, коммуникативной, вокальной. Этот так называемый предречевой этап формирует необходимую базу для восприятия последующих собственно языковых влияний со стороны окружающих.

Изменения, происходящие на протяжении дошкольного детства в элементах речевого механизма, оказываются независимыми от произвольных усилий и сознания малыша и находятся в норме под не столь уж многими управляющими воздействиями со стороны окружающих. Усвоение основных элементов действующего языка происходит при активном действии спонтанных внутренних сил и при пассивном представлении языковых данных со стороны окружающих носителей языка.

Психология речи

С психологической точки зрения основными характеристиками речи являются: продуктивное (порой творческое) оперирование семантикой (содержательно-семантическая наполненность языковых форм); использование материала усвоенных языков (включение вербальной памяти); возможность «выводить наружу» (произносить, писать и др.) сформированный речевой продукт и, наконец, использование речи в общении для передачи информации и оказания различных форм воздействия на окружающих. Будучи особым феноменом психики, речь в то же время неотрывна от других психических функций, тесно сплетена с мышлением, эмоциями, личностью человека в целом. Она не только выражает и отражает, но в большей мере и формирует эти функции, ибо регулирование человеческих отношений, практических и трудовых действий и операций во многом происходит при посредстве речи.

Другое по теме: